ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ В ФЕХТОВАНИИ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВКИ В ФЕХТОВАНИИ


I. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ В ФЕХТОВАНИИ


Тренировка фехтовальщиков состоит из совокупности меро­приятий, направленных на овладение техникой и тактикой фехто­вания для достижения в нем максимальных спортивных результатов. Одновременно тренировка имеет задачей общее оздоровление, все­стороннее физическое воспитание и образование с целью подготовки к трудовой и оборонной деятельности. При построении тренировки необходимо учитывать характер трудовой деятельности занимаю­щихся, условия их работы, режим питания и т. п.

Тренировка, следовательно имеет целью: 1) Улучшение деятель­ности органов кровообращения, дыхания, обмена веществ, выде­ления и т. п. и подготовку организма к максимально экономной затрате энергии при различных психофизических напряжениях. 2) Усовершенствование качеств нервно-мышечной и костносвязоч-ной систем (силы и эластичности мышц, подвижности), быстроты двигательной реакции и общей координации движений. 3) Овла­дение техническими навыками владения холодным оружием. 4) Со­здание и совершенствование тактических навыков фехтовального боя. 5) Овладение военно-прикладными двигательными навыками. 6) Совершенствование морально-волевых качеств (инициативы, реши­тельности, сообразительности, самообладания и т. п.). 7) Воспитание Качеств и привычек культурного поведения: дисциплины, выдержки, коллективизма и ответственности в работе, точного соблюдения ре­жима и правил гигиенического поведения и т. д.

Обучение, являясь составной частью неразрывного учебно-тре­нировочного процесса, имеет доминирующее значение лишь при за­нятиях новичков. По отношению же к более подготовленным бойцам речь главным образом идет о закреплении и усовершенствовании навыков, что достигается тренировкой.

Полноценно задачи тренировки могут быть реализованы лишь на основе сочетания фехтования с гимнастикой и при использо­вании различных методических и организационных форм прове­дения занятий (групповые и индивидуальные занятия, самостоя­тельная работа занимающихся индивидуально и в парах, учеб­ные соревнования, практика боя). Правильно организованная учебно-тренировочная работа не должна являться случайным, временным мероприятием, обусловленным только необходимостью подготовки к соревнованию, но методически из года в год осуществляемым физ-культурно-педагогическим процессом.

Типовой план тренировки должен охватывать время одного спор­тивного года. Повторяясь на следующий год, план не должен изме­няться принципиально, а строиться на базе более высокой техни­ческой и тактической подготовки. Практически, однако, тренировка фехтовальщика (при обычном распределении соревнований на зим­ний и весенний периоды) в каждом спортивном году предусматривает два тренировочных цикла: осенне-зимний и весенний, каждый дли­тельностью от 3 до 3,5 мес, с небольшим отдыхом между ними. Каж­дый цикл в свою очередь подразделяется на подготовительный и основ­ной периоды с включением в последний завершающих тренировку соревнований. Весенний цикл, кроме того, заканчивается переходным периодом.

В подготовительном периоде разрешаются по преимуществу за­дачи общефизиологической и технической подготовки. В основном периоде — общебоевой, тактической и физиологической подготовки, в переходном периоде — выход из состояния специальной тренировки и переход к отдыху.

При условии общей длительности цикла 3—3,5 мес. тренировка нормально планируется следующим образом:

а) для бойцов II и III разряда: 1) подготовительный период 1.5 – 2,5 мес, 2) основной период — 1—2 мес,

б) для мастеров и бойцов I разряда: 1) подготовительный период — 1 мес, 2) основной период —2,5 мес.

Сокращение времени тренировки производится за счет сжатия подготовительного периода (особенно для мастеров и бойцов I разряда). Частота и продолжительность тренировочных занятий зависит от общей загруженности тренирующихся и колеблется от 2 до 3 раз в шестидневку продолжительностью от 1 до 3 час. (утренняя гимна­стика, прогулки в порядке самоподготовки в расчет не принима­ются). Загрузка тренера определяется из расчета средней длитель­ности индивидуального урока — от 10 до 20 мин., в среднем 10 чело­век при двухчасовом занятии. Чем квалифицированнее группа бойцов, тем меньшее число их должно приходиться на одного руководителя и тем больше должна быть индивидуализирована самоподготовка вне занятий и самостоятельная работа в процессе занятий.


II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВКИ В ФЕХТОВАНИИ


Общие задачи подготовительного периода: а) развитие и укреп­ление мышечной и костно-связочной систем; б) улучшение деятель­ности внутренних органов (дыхания, кровообращения, выделения и обмена веществ); в) совершенствование общей координации и выра­ботка быстроты реакции; г) общее втягивание организма и выработка выносливости; д) внедрение и развитие привычек культурного пове­дения и дисциплины.

Специальные задачи этого периода: а) проверка и усовершенство­вание основных навыков фехтовальной техники (техники движений нападения и защиты и приемов подготовки к атаке); б) проверка и усовершенствование техники сложных фехтовальных приемов; в) развитие чувства дистанции, времени и чувства оружия; г) раз­витие быстроты, точности движений.


Примерный план тренировки


План строится на основе следующих методических положений: а) постепенное втягивание в работу; б) детальная проработка тех­ники каждого движения (добиваясь его предельной мягкости и эла­стичности); в) постепенное увеличение амплитуды движений (где это нужно, как например, при выпаде), постепенное ускорение дви­жения, начиная с замедленного и кончая максимально быстрым тем­пом, и постепенного уменьшения объема движений оружием (доводя их до пределов, необходимых по условиям боя); г) соблюдение после­довательности прохождения технической программы (акцентируя на совершенствовании перечисленных выше основных навыков фехто­вальной техники, учете времени и выработке быстроты и подвиж­ности).

При разработке плана, установив длительность тренировочного периода, частот/и продолжительность занятий, определяют: а) кален­дарный план занятий: распорядок бытового режима с учетом требо­ваний тренировки, общей физиологической загруженности и качества питания, б) последовательность разрешения задач тренировочного периода и основы содержания отдельных занятий, в) основные методы проведения отдельных разделов занятий, г) использование спортив­ного массажа в режиме тренировки.


Расчет времени

Мероприятия

Дни шестидневки

1—2 шестидневки

Утренняя гимнастика

Тренировка по фехтованию
Занятия гимнастикой, прогулки на лыжах . ч . .
Спортивный массаж (общий) через 1—1,5 часа

1—6

2 и 4-й

6-й

2 и 4-й


Расчет времени

Мероприятия

Дни шестидневки

3—5 шестидневки

Утренняя гимнастика

Тренировка по фехтованию

Подготовка к сдаче ГТО (гимнастика, лыжи)

Спортивный массаж (общий)

1—6

2 и 4-й

6-й

1-й

6—10 шестидневки

Утренняя гимнастика

Тренировка по фехтованию

Занятия гимнастикой, лыжами, подготовка к сдаче ГТО

Спортивный массаж (общий)

1—6

2 и 4-й

3 и 6-й

1-й


При двухмесячном сроке подготовительного периода, при двух занятиях в шестидневку по 2 часа содержалие занятий может быть представлено в следуюшем виде (расчет загруженности указан на группу 6—10 бойцов).


Расчет времени


Мероприятия

Методика

Расчет времени

на группу (мин.)

1—5 занятие

Упражнения по общей подготовке: а) гимнастические упражнения, б) упражнения со скакалкой, палками и т. п.

Групповые занятия

20—25

Специальная подготовка: а) основные положения, движения и работа на подсобных снарядах, (простые сочетания)

То же, но с разбивкой на несколько шеренг

20—30.

б) Простые атаки, защиты и ответы

Занятия по парам

20—25

в) Закрепление техники вышеуказанных приемов в индивидуальном уроке

Индивидуальный урок проверки с тренером длительностью 5—7 мин.

25—35

г) Тренировка по заданию на подсобных снарядах и в паре с другими бойцами

Самостоятельные занятия или в паре с другим бойцом, по заданию на

пройденный материал (во время индивидуального урока)

25—35

Подведение итогов занятий

Краткая беседа и групповая заключительная часть занятий

5

Итого

1,5—2 часа.


Мероприятия

Методика

Расчет времени

на группу (мин.)

6—10 занятие

Упражнения по общей подготовке: а) гимнастические упражнения, б) упражнения со скакалками, палками, медиципболом и т. п., в) специальные упражнения на расслабление и сокращение мышц

Групповые занятия

15—20

Специальная подготовка: а) основные положения и движения и работа на подсобных снарядах (сложные сочетания);

а) Занятия с разбивкой по шеренгам

15—20

б) атаки с подготовкой, защиты и ответы

б) занятия по парам

15—20

в) Совершенствование техники вышеуказанных приемов в индивидуальном уроке

Индивидуальный урок с тренером (по 5—8 мин.)

35—40

г) Тренировка по заданию на подсобных снарядах и в паре с другим бойцом

Самостоятельные занятия или занятия по парам, по заданию тренера

35—40

д) Учебные соревнования на технику, меткость, тактику (3—5 ударов по заданию) в объеме пройденного

Соревнование

10—15

Подведение итогов занятия

Краткая беседа и групповая заключительная часть занятий

5

Итого

1,5—2 часа


Мероприятия

Методика

Расчет времени

на группу (мин.)

11—15 занятие

Упражнения по общей подготовке: а) гимнастические упражнения без снарядов, на снарядах и со снарядами,

б) прыжки, стартовые броски, в) специальные упражнения в расслаблении и сокращении мышц

Групповые занятия

10—15

Специальная подготовка: а) основные положения, движения и работа на подсобных снарядах (сложные сочетания);

Занятия: а) с разбивкой на шеренги и по парам,

10—15

б) атаки с подготовкой, контратаки, повторные атаки и комбинированные атаки, защиты и ответы

б) попарно, с внесением соревновательных моментов

20—25

в) Совершенствование техники в индивидуальном уроке

Индивидуальный урок с тренером 6—9 мин.

35—45

г) Тренировка по заданию па простые и сложные действия

Занятия попарно по заданию

35—45

д) Учебные соревнования на 3—5 ударов (по заданию)

Элементы боя по заданию в паре

10—15

Подведение итогов занятия

Беседа и групповые заключительные занятия

5

Итого

1,5—2 часа


Мероприятия

Методика

Расчет времени

на группу (мин.)

15—20 занятие

Упражнения по общей подготовке: а) гимнастические упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах,

б) специальные упражнения в расслаблении и быстром сокращении мышц.

Групповые занятия

10—15

Специальная подготовка: а) работа на подсобных снарядах

Занятия попарно и в шеренгах

10—15

б) Совершенствование техники простых и сложных комбинированных атак, защит и ответов

Индивидуальный урок с тренером в форме технического и тактического

урока 8—10 мин.

50—60

в) Тренировка по заданию на простые и сложные комбинированные действия

Занятия в паре по заданию с элементами боя

10—15

г) Учебные соревнования на быстроту, технику; тактику атак и защит

Элементы боя по заданию

10—15

д) То же с тренером

Занятия с тренером

5—10

Подведение итогов

Итоговая беседа и заключительные групповые занятия

5

Итого

1,5—2 часа 15 мин


Примерный урок фехтования на рапирах

Урок № 8—9 подготовительного периода бойцов III разряда, в группе 16—20 человек и 2 тренера.

Тема: Совершенствование техники атак с подготовкой, защита от ответных атак.


Содержание

Время

(мин.)

Организационно- методические указанния

I (вводная) часть

Построение


Построение

Комбинации движений с поворотами – шаг вперед, поворот направо, шаг влево, поворот налево и т. п. 2—3 раза

5


Ходьба с элементами внезапности: на сигнал „хлопок" — подскок, на „раз" — ходьба в полуприседе, на „два"— обычная ходьба

Перестроение для занятий

Групповые занятия движения в обход по

залу

II часть

Гимнастические упражнения для прора­ботки мускулатуры рук, ног, туловища на силу, гибкость, расслабление

7

Упражнения в индиви­дуальном темпе и ритме

Упражнения с палками в метаниях и ударах

8

Занятия попарно

III часть

Основные положения и движения: соче­тание шагов вперед, назад, в стороны с выпадами и повторным выпадом в пра-

вой и левой стойке. Сочетание шагов с переменой позиции:

4—6, 6—2, 2—4—6 и на месте (плавно) 4—4—7—8

8

Упражнения под коман­ду потоком, самостоя­тельно

Движение атаки «стрелой» с уколом в неподвижную и внезапно появляющуюся и удаляющуюся маску

7

Поточно в колонне

Повторение простых атак и защит: атаки с захватом, атаки с обманом, прямой укол, перевод, двойной перевод: защиты 4, 6, 2 и ответные атаки

20

Занятия попарно в полном фехтовальном костюме под команду и са­мостоятельно

Индивидуальный урок на простые атаки, атаки с подготовкой, защиты и ответы — по 3—5 мин. на каждого занимающегося.

45

Урок с тренером

Тренировка по заданию*: а) парное изу­чение защит и ответов на чучелах, б) атака

переводом или двойным переводом и защита от него

45

Занятия в паре с дру­гим бойцом

Учебное соревнование на 3 атаки по заданию, перевод или двойной перевод и т. п.

15

Занятия на нескольких дорожках, парами, каждая пара проводит по 2 боя.

Один нападает, другой защищается (только оружием) и стремится дать ответ

Заключительная часть

Краткие тактические замечания и снимание фехтовальных костюмов. Спокойная ходьба, и занятия попарно:

попеременное встряхивание рук, размина­ние и поколачивание мышц рук и области спины. Ходьба четким гимнастическим шагом

5

Беседа. Групповые, парные занятия

После занятия обяза­тельно умывание или душ

Итого — 2 часа

* Проводится одновременно с индивидуальными уроками.


Методические указания


Решая вопрос об особенностях тренировки каждого, бойца, тренер должен оценить его технические качества, общую физическую под­готовку, морально-волевые качества и особенности предыдущих вы­ступлений (слабые и сильные стороны), загруженность другой рабо­той, режим, питания, отдыха и т. п. В соответствии с этим намечаются индивидуальные дополнения к общему плану тренировки группы. Необходимо иметь в виду следующее:

а) чем лучше усвоена техника в подготовительном периоде тре­нировки, тем легче будет в основном периоде изучать основы так­тики боя;

б) техника имеет не академическое, а утилитарное значение. Увлекаться техникой ради техники не следует, так как сложная тех­ника в современном бою трудно применима;

в) современный фехтовальный бой, основываясь на быстроте и учете времени, требует, чтобы в подготовительном периоде были раз­виты максимальная экономичность, быстрота, глубина и своевремен­ность фехтовальных движений;

г) особое внимание надо уделить простой атаке (выпад), атаке с движением (шагом) вперед и атаке «стрелой», добиваясь в них такой точности движений вооруженной руки, головы, корпуса и ног, при которой были бы автоматизированы строгая последовательность их включения в движение и правильность переноса центра тяжести в сто­рону движения;

д) при выработке быстроты фехтовальных движений нужно помнить, что она зависит как от самой скорости движения, так и от простран­ства (пути), которое проходит оружие. Поэтому попутно с техни­ческим совершенствованием движений необходимо развивать чувство дистанции, ограниченность движений;

е) кроме быстроты, требуется своевременность движения, иначе оно будет парировано противником.

Параллельно с совершенствованием техники движений необходимо добиться выполнения его в момент наименьшей готовности против­ника. С этой целью тренирующегося приучают из положения полной неподвижности (или из движения вперед или назад) мгновенно пере­ходить в движение атаки. Сначала это делают по команде, потом по условленному движению1 и, наконец, по самостоятельному выбору момента неподготовленности противника (выполнение им вызова, переноса оружия и одного положения в другое, движения вперед и т. д.).

Необходимо составлять группы из бойцов по возможности одина­ковой квалификации и разрядности. Наряду с этим для более полно­ценной тактической подготовки надлежит подбирать группу из бой­цов, различных по стилю боя. Продуктивность тренировочной ра­боты зависит от правильности и полноценности использования вре­мени тренера и каждого тренирующегося и от налаженности руко­водства, наблюдения и контроля за тренирующимся. Индивидуаль­ный урок у тренера берется тренирующимся по очереди. Свободные от урока бойцы проводят упражнения, по заданию у зеркала, на чучелах, мишенях и т. д. Тренер должен время от времени контролировать самостоятельно тренирующихся и, если нужно, давать указания. В конце занятий совместно со всей группой разбираются допущен­ные ошибки и недочеты. К взаимному контролю привлекаются тре­нирующиеся.

Расположение занимающихся должно быть таково, чтобы тренер, давая уроки на одной дорожке, имел под наблюдением другую; (где производятся парные занятия), а также зеркало и мишени. Группа должна быть обеспечена оружием, куртками (или нагрудниками), перчатками и масками на каждого тренирующегося.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..