поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ
Обучение технике и тренировка — неразрывно связанные между собой процессы. Однако сложность техники фехтования (а, следовательно, и методики обучения) заставляет предварительно рассмотреть изолированно методику обучения фехтовальной технике. Каждый фехтовальный прием, являясь физическим упражнением с присущими ему биомеханическими закономерностями, с одной стороны, соответствующим образом воздействует на организм и с другой — представляет из себя элементы боевых действий, которые боец будет применять в практике спортивного вольного боя. С самого начала обучения всякий прием должен преподноситься с освещением его тактического содержания и с образцовым показом для создания правильного представления о технике и назначении движения. Однако в начале замятий главное внимание должно быть уделено технике движения приема. После овладения схемой приема необходимо дать занимающимся возможность самостоятельного анализа деталей данного движения. Закрепление усвоенного приема осуществляется повторением и соответствующей проверкой. Дальнейшее совершенствование осуществляется путем тренировки приема в сочетании с другими приемами, практикой применения этого приема в бою с целью выработки необходимых бойцу качеств. Следовательно, примерная схема обучения отдельному приему будет такой: 1) образцовый показ приема в целом, 2) тактическое обоснование приема, 3) краткое обоснование техники, 4) выполнение приема занимающимся под команду руководителя, 5) самостоятельная работа занимающихся и проверка руководителем правильности исполнения, 6) выполнение приема в сочетании с другими приемами, 7) применение сочетания приемов в процессе ведения боя. Схема эта, не являясь догмой при изучении всех приемов, может быть выдержана либо полностью, либо частично. В соответствии с этим и организация занятий должна предусматривать последовательное проведение обучения: а) без противника, б) с использованием подсобных снарядов, в) при непосредственном соприкосновении с противником (преподаватель, товарищ по тренировке).
I. ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ПРОТИВНИКА В ФЕХТОВАНИИ
Этот метод применяется главным образом при изучении основных положений и движении н некоторых элементов боевых действий. Методические приемы следующие:
Групповое шереножное обучение а) В 1, 2, 3 шеренгах в зависимости от количества занимающихся, б) самостоятельное выполнение занимающимися приемов по заданию (индивидуально или группой), в) «поточно» — один за другим (первый выполнит прием, за ним выполняет второй, третий и т. д.), г) группой или «поточно» — на внезапный сигнал руководителя (сигнал зрительного или слухового характера).
Индивидуальное обучение а) Самостоятельное выполнение занимающимся приемов по заданию (индивидуально или группой 3—5 чел.), б) то же, под контролем и с помощью преподавателя.
Инструкторская практика Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая работа (один обучает нескольких).
Учебные соревнования Совершенствование изучаемых приемов с внесением элементов соревнований на лучшее исполнение техники приема производится на быстроту и точность выполнения.
II. ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ В ФЕХТОВАНИИ
Обучение на подсобных снарядах предусматривает задачи: научить наносить правильные, меткие уколы и удары по конкретным целям, чучелам, мишеням, рассчитывать дистанцию и выполнять приемы в соответствующем самостоятельном или заданном ритме или темпе. Методические приемы таковы:
Групповое поражение цели а) Под команду руководителя (выполняют все занимающиеся одновременно), б) «поточно» — один за другим, в) на внезапный сигнал руководителя, группой или «поточно».
Индивидуальное обучение Самостоятельно по заданию и под контролем преподавателя.
Инструкторская практика Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один командует другому), б) групповая (один командует нескольким).
Учебные соревнования
Совершенствование изучаемых приемов
с внесением соревновательных моментов
(соревнования внутри групп) производится:
а) на меткость поражения цели, б) на
меткость и быстроту поражения
III. ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ФЕХТОВАНИИ
Задача — научить нанесению боевых ударов противнику и защите от них, овладению приемами боевых действий: атаками, приемами подготовки к атакам и защитам. Методические приемы таковы:
Парное обучение боевым действиям а) Под команду руководителя (партнер не обороняется), б) под команду руководителя (партнер обороняется), в) по заданию с партнером, который периодически то обороняется, то не обороняется.
Инструкторская практика Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая (один обучает несколько пар).
Индивидуальный урок с преподавателем Урок проводится в форме: а) обучения приемам боевых действий, б) проверки правильности изучаемых приемов, в) тренировки приемов боевых действий, г) урока боя.
Учебные соревнования Соревновательная работа проводится на уроке в форме боя: а) по заданию, б) с преподавателем, в) с товарищами по обучению.
IV. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Методика обучения фехтованию должна начинаться с объяснения цели, задач и содержания того или иного вида фехтования и демонстрации его в виде боя. Изучение техники производится в известной последовательности и состоит из пяти основных этапов1: 1-й этап — изучение основных положений и движений; 2-й этап — изучение основных элементов боевых действий на чучелах, мишенях и т. п.; 3-й этап — обучение основным простым действиям; 4-й этап — обучение сложным и усовершенствование простых действий и 5-й этап — обучение фехтовальному бою. На первом этапе изучается техника основных положений и движений с соответствующими тактическими указаниями. Задача — овладение техникой основных приемов и усвоение основ специфической для фехтования координации. Далее необходимо создать предпосылки для дальнейшего овладения техникой путем: качественной проработки мускулатуры двигательного аппарата, по преимуществу ног и плечевого пояса, общефизиологической подготовки сердечнососудистой и дыхательной систем и мобилизации нужных психофизических качеств — внимания, точности движений, быстроты реакции и т. д. Приемы изучаются в такой последовательности: способ держания оружия, стойка «смирно» с оружием, фехтовальная стойка, стойка «вольнс», передвижение вперед, назад в сторону, сбор, приветствие, показ укола — как вытягивание руки или рук; выпад и возвращение назад, вперед, движение повторного выпада; основные позиции и переходы из одной позиции в другую. Каждый из приемов изучается вначале по возможности самостоятельно. По мере усвоения материала обучение усложняется сочетанием нескольких приемов. Необходимо использовать тактически целесообразные сочетания приемов наступления и обороны. Усвоение техники проверяется преподавателем. В целях приучения к соревнованиям, наблюдения за ростом учащихся и повышения их интереса необходимо уже с первого этапа включать в обучение соревнования: на технику выполнения отдельных приемов, комбинацию их на балльную оценку и пр. и другие соревновательные элементы.
V. ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
На втором этапе основные положения и движения изучаются на подсобных снарядах. В целях освоения основных элементов боевых действий уколы и удары с ближней, средней и дальней дистанции изучаются на чучелах и мишенях в такой последовательности:
Вначале обучение производится на чучелах. Задача: научить правильно колоть или наносить рубящие удары и сочетать их с различными движениями тела. Усложнение производится путем сочетания последовательно выполняемых приемов. Для овладения меткостью укола и умения выполнять его в различных условиях (на внезапный сигнал, з различного цвета квадраты, круги, треугольники, номера и т. п.) — дальнейшее совершенствование проводится на мишенях. В процессе обучения должно быть принято во внимание не только овладение техникой и совершенствование ее, ной выработка быстроты, точности, чувства времени. В заключение изучаются движения броска с пробежкой, т. е. движение атаки «стрелой». Применение его возможно только после усвоения движения выпада, уколов и ударов на чучелах и мишенях. Движение атаки «стрелой» с пробежкой изучается на обычных чучелах, на выставленную преподавателем маску, на внезапно появляющуюся и удаляющуюся маску, на подвесных качающихся малых и больших мешках и на подвижных чучелах. При занятиях на подвижных мишенях, чучелах и снарядах практикуются движения потоком. Бойцы двигаются в колонне по одному, и поочередно, пробегая мимо, выполняют тот или другой прием. Вслед за тем они становятся в затылок левофланговому для последующей очередной работы. Соревнования на этом этапе производятся на меткость: укола, удара по соответствующим целям и на удар с различных дистанций с разной скоростью. В методике обучения первые два этапа (несколько схематично подразделенные) в большинстве случаев тесно между собой связаны и могут рассматриваться как один раздел, имеющий общую задачу подготовки бойца к боевым действиям с активным противником.
VI. ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Изучаются приемы простых боевых действий — простые атаки, защиты и ответные атаки при наличии активного противника. На этом этапе изучаются:
Простые атаки а) Прямой укол, удпр, б) перевод, в) перенос. Выполняются (стоя на месте с выпадом и движением атаки «стрелой» и с пробежкой): а) из различных позиций, б) из соединения и вне соединения, в) с ближней и средней дистанции.
Защиты а) Прямые, б) круговые, в) уступающие, г) отклонением корпуса, уходом или бегом. Выполняются (отводом и отбивом): а) из одной защиты в другую, б) круговой защитой, в) из одной в другую, уступая нажиму оружия противника.
Ответные атаки а) Ответ прямым уколом или ударом, б) ответ переводом, в) ответ переносом выполняются: без выпада и с выпадом. Широко используется групповое парное обучение с применением различных методических приемов. Вначале необходимо научить нанесению атак уколом, ударом и принимать их, не защищаясь. В последующем удары изучаются с расчетом дистанций, согласованием движений своего оружия с движением оружия бойца (работающего в паре). Надо выработать соответствующую быстроту и точность атаки. Параллельно изучаются противодействующие атаке приемы защит. Здесь особое внимание уделяется точности и тонкости движений, очень быстро переходя к взаимной связи их с ответными атаками. Следует добиваться максимально быстрого ответа, доводя наиболее часто встречающиеся комбинации до автоматизма. Одновременно надо создавать достаточный запас разнообразия ответных действий. Большое значение в обучении простым действиям имеют методические приемы инструкторской практики, когда один боец по заданию руководителя обучает (тренирует) другого. При этом оба тщательно анализируют технику и тактическое обоснование приема, совершенствуют понимание взаимодействий (взаимосвязи) атаки, защит и действий атакующего и обороняющегося. На третьем этапе элементы соревнований лучше всего используются в следующей форме: один боец стремится нанести укол или удар, а второй — взять защиту оружием. Основным требованием при этом является точное соблюдение техники выполнения приема. Таким образом, учащиеся практически усваивают основные принципы фехтования. Для успешности того или другого действия требуются быстрота, точность, расчет расстояния и выбор момента. Поэтому надо давать занимающимся возможность практически убедиться, что при правильном учете и хорошей технике преимущество всегда будет на стороне атакующего. Результаты проработки простых атак, защит и ответов в групповом обучении должды периодически проверяться. Надо совершенствовать технику (в деталях) в индивидуальном уроке. Особое внимание надо обратить на выработку тактически наиболее целесообразных приемов, на точность и быстроту выполнения и сочетания их. Изучение в простых действиях атак «стрелой» с пробежкой в один темп лучше всего проводить в форме «потока» на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или заменяющих его других бойцов. Наилучшим следует считать способ чередования бойцов, принимающих на себя атаки: один боец принимает не более 8—10 бойцов, затем его место занимает другой и т. д. Выполнение атак сопровождается техническими и тактическими указаниями преподавателя. Изучение простых действий следует заканчивать боями на 3 удара. Вначале это делается по заданию: один боец атакует простыми атаками с элементарным приемом подготовки — шагом вперед; второй — обороняется у стенки (защищается оружием, без отступления назад и давая ответные атаки). Работают попеременно (выполнять атаки «стрелой» с пробежкой не разрешается). В последующем это делается в форме свободного вольного боя на основные простые действия. Бойцы свободно могут избирать любой план действия (нападения или защиты), причем защита может быть и уходом назад. Следует обратить внимание бойцов на ответные атаки.
VII. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
На четвертом этапе продолжается совершенствование простых действий и изучаются сложные. Обучение производится следующим образом:
Приемы подготовки атаки а) Сближения: шаги, скачки, бег, б) действия на оружие: нажим, захват, завязывание, толчок, удар, перемена соединения, в) обманы: оружием, телом, г) вызовы: оружием, телом, ложной атакой. Выполняются: а) в форме простых действий в 1 прием, б) в форме сложного действия в 2 и несколько приемов.
Атака с подготовкой а) Без действия на оружие противника, б) с действием на оружие противника, в) с комбинированным действием, т. е. со сближением, действием на оружие и с обманом. Выполняются: а) с ближней,, средней, дальней дистанции, б) стоя на месте, с движением выпада и с движением атаки «стрелой» с пробежкой.
Атаки на подготовку (в темп) а) На движение противника без действия на оружие, б) на действие противника оружием, в) на комбинированные действия противника. Выполняются: а) без выпада, б) с выпадом: вперед, назад, в сторону и с уклонением, в) с движением атаки «стрелой» и с пробежкой.
Повторные атаки а) На уход противника, б) на отсутствие ответной атаки, в) на ответ противника с обманом. Выполняются: а) с ближней и средней дистанции, б) с выпадом, на выпаде, во время атаки «стрелой» с пробежкой.
Атаки на атаку с одновременной защитой одним из бойцов а) Укол на укол, б) укол на удар, в) удар на удар. Выполняются: в момент атаки противника, без выпада и с выпадом.
Сложные ответные атаки а) Ответные с выдержкой, б) ответные с обманом. Выполняются: а) ответ с выдержкой одного темпа, б) ответ с обманом. Процесс изучения сложных действий аналогичен простым. Вначале при изучении приемов бойцы допускают нанесение ударов, не защищаясь. Затем они противодействуют наступлению и обороняются, работая по заданию преподавателя. На четвертом этапе, больше чем в других этапах, должны иметь место соревновательные элементы. Прорабатывая атаки с подготовкой, следует вначале изучить (в основном) отдельные приемы подготовки (сближение, вызов, действие с обманом и т. д.). Затем надо перейти к тренировке в проведении после этих приемов подготовки атак с уколом и ударом. Особое внимание следует обратить на расчет дистанций, на сочетание своей скорости (быстроты) со скоростью (быстротой) обороняющегося бойца, на сочетание приемов сближения с действиями на оружие и обманами. Основной формой работы является парная работа под команду и по заданию руководителя и инструкторские занятия, когда один боец обучает другого, способствуя выполнению движений обучаемого бойца вначале и затрудняя их впоследствии разнообразными элементами внезапностей (т. е. сближением и уходом, захватами, обманами в различную сторону, переменами соединений и в случае несвоевременного и; медленного действия бойца — взятием защиты оружием с последующим ответом). Прорабатывая атаки на подготовку в парном обучении, нужно требовать постепенного увеличения быстроты движений бойца, действующего с подготовкой, постепенно переходя, от обусловленных действий к внезапным, с самостоятельным выбором момента действий. Далее изучаются, атаки на подготовку противника действием в темп; на шаг, на попытку захвата, на попытку удара по оружию, на обман наступающего бойца. После отработки основ техники атак на подготовкувгрупповом обучении следует провести изучение в сочетании с противодействующими приемами: уодин боец, выполняя, атаку с подготовкой, вызывает другого бойца (ложной, атакой) на атаку в темп, стараясь не допустить его, взять защиту и дать ответную атаку; второй боец стремится поймать первого бойца, т. е. нанести атаку в темп или избежать ответа. Попутно изучаются защиты и ответные атаки. По существу сложных защит существовать не должно, ибо защита должна следовать на последнее реальное, а не обманное, движение оружия атакующего. Очень важное значение имеет точность движений при выполнении защит оружием, При ответных атаках следует учесть необходимость отработки техники выполнения ответа: а) без наклона; корпуса вперед б) с наклоном корпуса вперед и, в) с выпадом и с уходом назад. В дальнейшем; атаки с подготовкой, и на подготовку обязательно совершенствуются и закрепляются в индивидуальном обучений с преподавателем, так же как защиты и ответные атаки. Более сложные сочетания действий в темп и оборона от них прорабатыватотся в индивидуальном обучении. Проработка атак с, подготовкой и на подготовку заканчивается боями на заранее обусловленные атаки по выбору атакующего и защиты от них оружием (с исключением возможности отступления для обороняющегося). Изучение атак с подготовкой и на подготовку заканчивается атакой; «стрелой», выполняемой с подготовкой в виде обмана или действия на оружие. Характер проработки атакй «стрелой» с подготовкой аналогичен простой атаке «стрелой» и выполняется, потоком на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или очередирго бойца. Одновременно изучается оборона — защита оружием и противодействующие уклонениями подставки. Очень серьёзное значение имеет организация занятий. Надо организовать расстановку, бойцов так, чтобы они не мешали друг другу, учитывая необходимое расстояние для пробежки после выполнения атаки. В дальнейшем изучаются атаки на атаку с одновременной защитой одного из бойцов, повторные атаки и сложные ответные атаки – с выдержкой, с обманом. Эти сложные действия прорабатывают в парном групповом обучении по типу атак с подготовкой. Для закрепления их и высокой технической отработки, атаки этй должны прорабатываться в индивидуальном уроке. Вместе с этим они совершенствуются в парном обучении по заданию в спортивно-боевой форме.
VIII. ПЯТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Основная задача обучения на пятом этапе — обучение тактике фехтовального боя. Методика обучения должна обеспечить усвоение основных тактических принципов, разумного использования технических приемов наступления и обороны в зависимости от обстановки, момента боя и конкретного противника. Подготовкой к фехтовальному бою являются лишь отдельные элементы учебных боев и простейшие виды соревнований. Для завершения обучения необходимо освоение боевых элементов прочных и сложных действий в синтезе боя. Результаты технической и тактической подготовки бойца в предшествующие этапы обучения выявляются в свободном, индивидуальном проявлении каждого занимающегося. Сложность и ответственность задачи требуют, чтобы в самом начале основной формой обучения на пятом этапе являлся индивидуальный урок преподавателя с занимающимися. Урок бывает либо в форме боя по заданию, либо в форме свободного боя.
Урок боя по заданию
Урок проводится без команды. Преподаватель дает краткие указания бойцу о вариантах возможных действий и вступает с ним в бой, способствуя проявлению инициативы бойца и выполнению задуманных им планов действий. В начале боя преподаватель дает бойцу возможность довести атаку до конца, постепенно усложняя действия и повышая требовательность. Необходимо, чтобы преподаватель менял обстановку, вводя различные новые наступательные и оборонительные действия в соответствии с технической и тактической подготовкой бойца. Эти действия должны постепенно ускоряться, темп и сложность увеличиваться, план действия бойца затрудняться. Допущенные ошибки, неточности несвоевременные действия бойца должны быть во-время замечены преподавателем и исправлены краткими указаниями и соответствующими действиями оружия, наглядно подтверждающими возможные результаты допускаемой ошибки.
Урок свободного вольного боя
Преподаватель выступает в роли равноправного бойца, с учетом и соблюдением правил, вольного боя. Преподаватель использует разнообразные наступательные и оборонительные действия, практически показывая превосходство одних над другими при правильном техническом и тактическом выполнении. Допущенные бойцом во время боя ошибки (неиспользованный или плохо выбранный момент) немедленно должны «наказываться» ударом. Бой по окончании детально обсуждается с преподавателем. Для дальнейшего совершенствования такие же бои производятся между бойцами. Вольный бой в методике обучения рассматривается как итог обучения т. е. насколько техническая и тактическая подготовка допускает ведение боя в отдельных соревнованиях. Отметим также обязательность чередования в уроке наступательных и оборонительных действий. Последние по своей физической нагрузке менее утомительны. Тактические пояснения и демонстрация приемов в уроке создают активный отдых занимающимся.
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|