ГРУППОВОЙ УРОК В ФЕХТОВАНИИ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ УРОКА В ФЕХТОВАНИИ

 


ГРУППОВОЙ УРОК В ФЕХТОВАНИИ


Изучение и совершенствование техники, тактическая подготовка и тренировка фехтовальщика к соревнованиям являются единым процессом. Одной из основных форм организации занятий является , групповой урок. В соответствии с подготовкой бойца уроки могут быть по преимуществу либо уроками обучения, либо тренировки. В основу урока фехтования положена единая схема, видоизменяе­мая в зависимости от конкретных задач.


Первая (вводная) часть урока


Задачи: 1) Построение, организация группы. 2) Умеренное общее, оживление обмена веществ (разогревание организма занимающихся), повышение внимания и эмоционального тонуса.

Средства. Построение и порядковые упражнения: ходьба в различном темпе, пробежки, подскоки, скачки, фехтовальные шаги с элементами «внезапностей»1 и элементарные задания на различные условные, слухового и зрительного характера, сигналы.

Вводная часть обязательна в каждом уроке. Длительность ее от 3 до 5 мин. Вначале производится построение, затем сообщается кратко о задачах предстоящего урока. Построение, перестроение и команды — строевые, по уставу РККА.

Во вводной части урока фехтования используются простые и преймущественно знакомые движения. Они проводятся в нарастающем темпе, насыщаются элементами внезапности. Большое место уделяется упражнениям на быстроту и точность реакции и заданиям на условные сигналы. Команды краткие, в форме распоряжений.


Вторая (подготовительная) часть урока


Задачи: 1) Общая проработка мускулатуры (на силу, эластич­ность, растягивание расслабление), укрепление органов дыхания и кровообращения. 2) Подготовка нервно-мышечного и костно-связочного аппарата.

Частные задачи в связи с особенностями фехтовальных движений:

а) проработка принимающих наибольшее участие в фехтовальных движениях мышечных групп на эластичность, быстроту сокращения и расслабления;

б) подготовка к статической прерывистой динамической работе;

в) работа над правильной общей выправкой в фёхтовальной стойке;

г) овладение равновесием собственного тела в раз­личных условиях.

Средства. Гимнастические упражнения для отдельных мышеч­ных групп типа вольных движений для рук, ног, туловища, с раз­личной амплитудой, скоростью, в различных направлениях. Непре­рывно чередующиеся фехтовальные шаги, скачки, выпады в раз­ные стороны и другие элементы основных положений и движений. Упражнения на расслабление и внезапные сокращения отдельных мышечных групп. Упражнения на отдельных гимнастических сна­рядах и со снарядами (лазание по шведской стенке, равновесие на шведских скамейках, прыжки через козла, плинт и т. п.) Упражне­ния со скакалкой, с палками (бросание, ловля, работа на ударах), мета­ние палок. Упражнения с палкой, с булавами, медицинболом. Про­бежки и стартовые броски на ленточку. Упражнение на правильное ощущение общей и специальной выправки в учебной стойке и в выпаде.

В подготовительной части урока обращается основное внимание на совершенствование функций костно-связочного, нервно-мышечного аппарата и подготовку их к специализированной работе по фех­тованию, общее укрепление мышечной системы, устранение недо­четов физического развития, предупреждение возможностей, неблаго­приятного воздействия фехтовальных движений на костно-мышеч-ный аппарат (в силу их некоторой односторонности).

При качественной проработке мышц нужно давать упражнения различной интенсивности с большей амплитудой. Надо охватывать большое количество мышечных групп, чередуя их с движениями малой амплитуды, с упражнениями в расслаблении и внезапными сокращениями. Необходимо использовать диференцированные рас­слабления и сокращения отдельных мышечных групп, производи­мые без выявления их в форме какого-либо движения. Особое вни­мание следует уделить упражнениям с палками. При выполнении этих упражнений обращать внимание на попеременную работу в сокра­щении (жиме) пальцев и расслаблении мышц руки в момент броса­ния, ловли, ударов и т. п. Следует также научить выполнению рез­ких разгибательных движений в локтевом суставе вооруженной руки с естественной страховкой (жим пальцев) для предохранения от травм, могущих быть при некоординированном расслабленном разгибании с оружием в руках. Следует вырабатывать правильное ощущение выправки в фехтовальной стойке, в выпаде и т. п.

Длительность этой части урока колеблется от 8 до 20 мин.


Третья (основная) часть урока


Задачи: 1) Овладение техникой и тактикой фехтования и совер­шенствование навыков владения холодным оружием: а) овладение направлением, амплитудой, скоростью и интенсивностью фехтоваль­ных движений; б) овладение сочетанием движений отдельных частей тела; в) овладение дистанцией, скоростью и временными соотноше­ниями в связи с действиями противника; г) совершенствование тонкости мышечно-суставного чувства и точности двигательных ответов. 2) Совершенствование качеств: а) быстроты зрительных восприятий, оценка обстановки, дистанции и умения реагировать на внезапности; б) силы, выносливости и умения концентрированно выполнять мышечные усилия; в) наблюдательности, настойчивости, решительности, инициативы, самостоятельности и расторопности; г) сознательного отношения к спорту, целеустремленности в действиях, воли к победе и, хладнокровия. 3) Подготовка к интенсивным напряжениям совершенствование приобретенных навыков, тактических знании, а также тренировка нервной системы, органов дыхания и крово­обращения в условиях боя и соревнований.

Средства: а) Упражнения с оружием в изучении основных поло­жений и движений в форме гимнастических упражнений; упражне­ния в уколах и ударах на специальных фехтовальных снарядах: чучелах, мишенях, подвижных станках, подвесных мешках, шарах, кольцах; б) приемы боевых действий с бойцом и преподавателем; в) подвижные игры — задания с элементами фехтования; г) исполь­зование приемов (уколов, ударов) в соревнованиях на технику, мет­кость, быстроту; д) использование приемов наступления и обороны в боях на 1, 3, 5, ударов и на время с различными бойцами и препо­давателем по заданию и самостоятельно; е) практическое судейство.

В третьей части урока работа вначале проводится в разрезе изу­чения и совершенствования техники приемов фехтования, затем пре­имущественно в тактическим плане, с внесением соревновательных, игровых и боевых элементов.

В методических приемах по изучению техники и тактики чере­дуются: групповая и парная работа с индивидуальной, работа под команду, с работой по заданию, практическое исполнение упражне­ний с объяснениями по вопросам техники и тактики. Очень большое значение в этом разделе занимает так называемый индивидуальный урок (см. стр. 99, главу II).

Вместе с овладением техникой и тактикой фехтования необходимо совершенствовать общую координацию движений и качества бойца, всемерно способствуя проявлению у них инициативы и находчивости, воспитанию сознательной дисциплины, организованности, взаимо­помощи, выручки друг друга. Для этого используются игры, сорев­нования и групповые бои, а также различные задания на выработку умения правильно, быстро ориентироваться в обстановке боя. Необ­ходимо научить реагировать на внезапности, принимая различные решения, ответные денет нпя при условии подчинения и изменения действия под влиянием лрнтельиых или слуховых сигналов.

Необходимо все время помнить о том, что овладение техникой и тактикой боевых действий связано с тренировкой сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, психики бойца. Преподаватель должен поэтому соответственно дозировать нагрузку. В частности, после окончания учебных боев или индиви­дуального урока с отдельными занимающимися руководитель не дол­жен разрешать садиться, а требовать стюкойной ходьбы большей или меньшей длительности. Длительность третьей части урока колеблется от 30 до 70 мин.

Четвертая (заключительная) часть урока


Задачи: 1) Понижение возбуждения нервной системы и напряже­ния специальных мышечных групп, получающих большую нагрузку в фехтовании, 2) успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения.

Средства. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения, ходьба с закрытыми глазами в «отрезки времени», упражнения на рассла­бление, упражнения в равновесии и самомассаж.

Главной задачей четвертой части урока является успокоение орга­нов дыхания и кровообращения, ибо третья часть урока заканчи­вается обычно общей интенсивной работой. После снятия фехтоваль­ных костюмов для этого используются спокойная ходьба с легким потряхиванием рук, дыхательные упражнения. Понижение возбужде­ния нервной системы достигается ходьбой с закрытыми глазами на различные ориентиры (меловая черта на полу, между положенными палками и т. п.), элементарными упражнениями в равновесии в виде
ходьбы по шведской скамейке, ходьбой в «отрезки времени» т. е. с остановкой в момент, когда занимающиеся считают, что прошло указанное время — 15 сек., 30 сек., 1 мин. Понижение напряжения отдельных мышечных групп проводится выполнением упражнений на расслабление и самомассажа (разминания и потряхивания мышц рук, ног), принимая для этого выгодное расслабленное положение (стоя и сидя). Успешно проводятся элементы массажа в паре, где попеременно один боец помогает другому, производя встряхивание руки, разминание и валяние мышц предплечья, плеча и плечевого пояса и нижних конечностей (через одежду). Урок заканчивается четкой ходьбой, поворотами, иногда песней и краткими, четкими замечаниями преподавателя о проведенном уроке. Длительность заключи­тельной части от 5 до 7 мин. После урока обязательно умывание или
теплый душ.

В каждом уроке намечается основная, ведущая тема или задача, в соответствии с которой распределяется материал, устанавливаются части урока и преобладающее значение той пли другой части урока.

В уроках обучения преобладающее место имеет изучение техники фехтовальных движений, проводимых в разнообразных методических формах и приемах. Ведущей частью урока здесь является основная часть. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются во второй части.

В уроках тренировки преобладает задача совершенствования техники и тактики фехтования. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются в целях обеспечения всесторонней физической подготовки и воспитания бойца и подготовки его к максимальным напряжениям в бою на соревнованиях. В зависимости от периода тренировки уроки могут состоять из 3—4 частей с преобладанием какой-либо одной из частей. Длительность урока от 45 до 90 мин. (рис. 55).



При организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) чередование моментов работы с активным отдыхом и постепен­ность нарастания физиологической нагрузки. Разрешается этопутем изменения темпа, скорости, количества повторений, продолжительности движений, а также путем чередования статических движений с дина­мическими, наступательных действий с оборонительными. Выпол­нение техники приемов должно чередоваться с пояснением, демон­страцией приемов. Работа преимущественно над техникой должна чередоваться с работой над тактикой. Необходимо постепенное вклю­чение соревновательных элементов, обеспечивающих подведение бойца к осмысленному бою;

2) чередование групповой работы с индивидуальной, парной с самостоятельной ра­ботой. Это способствует про­явлению инициативы, само­стоятельности, сознательного совершенствования техники, тактики, качеств и знаний;

3) достаточную плотность урока, максимально исполь­зуя: подсобные снаряды (чу­чела, мишени, подвесные и подвижные станки), активность самих занимающихся (дача специаль­ных заданий), четкость команд и распоряжений преподавателя, жи­вое, без длительных пауз и рассуждений, проведение урока, чет­кий, образцовый, эмоциональный показ приемов и тактических при­меров.

При подборе упражнений и проведении урока фехтования надо учитывать, что гимнастические упражнения и приемы фехтования, применяемые в отдельных частях урока, как правило, содействуют разрешению не­скольких задач. Например, выпад, проводимый с целью нанесения атаки противнику, является интенсивным дви­жением: тяжесть тела перехо­дит преимущественно на одну ногу, оказывает значительное влияние на работу мышц, на дыхательную и сердечно­сосудистую систему, на волевую и эмоциональную сферу бойца; одновременно с этим выпад требует концентрированного мышечного усилия, максимальной быстроты, точности движения, сохраняя равно­весие и т. п. Необходимо обеспечить положительное влияние любого упражнения на организм занимающихся.

Необходимо обратить внимание на правильное расположение средств и установление физиологической кривой урока. Кривая уста­навливается по учету ускорения пульса в различные моменты урока. С гигиенической стороны наиболее благоприятной кривой считается постепенное, волнмбразное повышение нагрузки. Это достигается построением урока с учетом перечисленных ранее принципов чередования и дозировки упражнений, приемов и боевых действий. Для уроков периода обучения наиболее характерна кривая, изображен­ная на рис. 56. Для периода тренировки, учитывая необходимость подготовки к предстоящим соревнованиям, кривая урока может иметь и другой характер (рис. 55).

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК В ФЕХТОВАНИИ


Индивидуальные уроки — по преимуществу методический прием в групповом уроке и реже являются формой самостоятельного урока.

Схема может быть представле­на в следующем виде: 1) Вводная часть: изучение, проверка, совер­шенствование техники основных положений и движений. 2) Основ­ная часть (в зависимости от этапов обучения или тренировки): а) преи­мущественно обучение, либо б) пре­имущественно техническое совер­шенствование и тактическая под­готовка, либо в) преимущественно боевая подготовка. 3) Заключи­тельная часть: успокоение организма; подытоживание наблюдений за техникой и тактикой бойца в процессе урока1 (рис. 57).



Основная (вторая) часть


В основной части урока, в зависимости от этапа обучения или тренировки, разрешаются задачи 3-й части группового урока: изу­чение приемов наступления и обороны в плане < преимущественно технической тренировки в простых действиях; изучение сложных наступательных действий и оборона от них в плане технического совершенствования и разрешения отдельных тактических задач; так­тическая подготовка.


Заключительная (третья) часть


В этой части успокоение организма производится занимающимися самостоятельно по указанию руководителя.

Продолжительность индивидуального урока чрезвычайно различна в зависимости от состава группы, подготовленности занимающихся, задач индивидуального урока и может быть от 3 до 30 мин. В основном индивидуальный урок должен использоваться как один из мето­дических приемов контроля, проверки, совершенствования и закре­пления техники и тактики фехтования и боевой подготовки в груп­повом уроке. В коллективах с небольшим количеством занимающихся, разнородным по составу, а также с высококвалифицированными бой­цами (при условии широкого использования инициативы занимаю­щихся в самостоятельной работе по заданию) индивидуальный урок может явиться и основной формой занятий.

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..