поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ УРОКА В ФЕХТОВАНИИ
ГРУППОВОЙ УРОК В ФЕХТОВАНИИ
Изучение и совершенствование техники, тактическая подготовка и тренировка фехтовальщика к соревнованиям являются единым процессом. Одной из основных форм организации занятий является , групповой урок. В соответствии с подготовкой бойца уроки могут быть по преимуществу либо уроками обучения, либо тренировки. В основу урока фехтования положена единая схема, видоизменяемая в зависимости от конкретных задач.
Первая (вводная) часть урока
Задачи: 1) Построение, организация группы. 2) Умеренное общее, оживление обмена веществ (разогревание организма занимающихся), повышение внимания и эмоционального тонуса. Средства. Построение и порядковые упражнения: ходьба в различном темпе, пробежки, подскоки, скачки, фехтовальные шаги с элементами «внезапностей»1 и элементарные задания на различные условные, слухового и зрительного характера, сигналы. Вводная часть обязательна в каждом уроке. Длительность ее от 3 до 5 мин. Вначале производится построение, затем сообщается кратко о задачах предстоящего урока. Построение, перестроение и команды — строевые, по уставу РККА. Во вводной части урока фехтования используются простые и преймущественно знакомые движения. Они проводятся в нарастающем темпе, насыщаются элементами внезапности. Большое место уделяется упражнениям на быстроту и точность реакции и заданиям на условные сигналы. Команды краткие, в форме распоряжений.
Вторая (подготовительная) часть урока
Задачи: 1) Общая проработка мускулатуры (на силу, эластичность, растягивание расслабление), укрепление органов дыхания и кровообращения. 2) Подготовка нервно-мышечного и костно-связочного аппарата. Частные задачи в связи с особенностями фехтовальных движений: а) проработка принимающих наибольшее участие в фехтовальных движениях мышечных групп на эластичность, быстроту сокращения и расслабления; б) подготовка к статической прерывистой динамической работе; в) работа над правильной общей выправкой в фёхтовальной стойке; г) овладение равновесием собственного тела в различных условиях. Средства. Гимнастические упражнения для отдельных мышечных групп типа вольных движений для рук, ног, туловища, с различной амплитудой, скоростью, в различных направлениях. Непрерывно чередующиеся фехтовальные шаги, скачки, выпады в разные стороны и другие элементы основных положений и движений. Упражнения на расслабление и внезапные сокращения отдельных мышечных групп. Упражнения на отдельных гимнастических снарядах и со снарядами (лазание по шведской стенке, равновесие на шведских скамейках, прыжки через козла, плинт и т. п.) Упражнения со скакалкой, с палками (бросание, ловля, работа на ударах), метание палок. Упражнения с палкой, с булавами, медицинболом. Пробежки и стартовые броски на ленточку. Упражнение на правильное ощущение общей и специальной выправки в учебной стойке и в выпаде. В подготовительной части урока обращается основное внимание на совершенствование функций костно-связочного, нервно-мышечного аппарата и подготовку их к специализированной работе по фехтованию, общее укрепление мышечной системы, устранение недочетов физического развития, предупреждение возможностей, неблагоприятного воздействия фехтовальных движений на костно-мышеч-ный аппарат (в силу их некоторой односторонности). При качественной проработке мышц нужно давать упражнения различной интенсивности с большей амплитудой. Надо охватывать большое количество мышечных групп, чередуя их с движениями малой амплитуды, с упражнениями в расслаблении и внезапными сокращениями. Необходимо использовать диференцированные расслабления и сокращения отдельных мышечных групп, производимые без выявления их в форме какого-либо движения. Особое внимание следует уделить упражнениям с палками. При выполнении этих упражнений обращать внимание на попеременную работу в сокращении (жиме) пальцев и расслаблении мышц руки в момент бросания, ловли, ударов и т. п. Следует также научить выполнению резких разгибательных движений в локтевом суставе вооруженной руки с естественной страховкой (жим пальцев) для предохранения от травм, могущих быть при некоординированном расслабленном разгибании с оружием в руках. Следует вырабатывать правильное ощущение выправки в фехтовальной стойке, в выпаде и т. п. Длительность этой части урока колеблется от 8 до 20 мин.
Третья (основная) часть урока
Задачи: 1) Овладение техникой и тактикой фехтования и совершенствование навыков владения холодным оружием: а) овладение направлением, амплитудой, скоростью и интенсивностью фехтовальных движений; б) овладение сочетанием движений отдельных частей тела; в) овладение дистанцией, скоростью и временными соотношениями в связи с действиями противника; г) совершенствование тонкости мышечно-суставного чувства и точности двигательных ответов. 2) Совершенствование качеств: а) быстроты зрительных восприятий, оценка обстановки, дистанции и умения реагировать на внезапности; б) силы, выносливости и умения концентрированно выполнять мышечные усилия; в) наблюдательности, настойчивости, решительности, инициативы, самостоятельности и расторопности; г) сознательного отношения к спорту, целеустремленности в действиях, воли к победе и, хладнокровия. 3) Подготовка к интенсивным напряжениям совершенствование приобретенных навыков, тактических знании, а также тренировка нервной системы, органов дыхания и кровообращения в условиях боя и соревнований. Средства: а) Упражнения с оружием в изучении основных положений и движений в форме гимнастических упражнений; упражнения в уколах и ударах на специальных фехтовальных снарядах: чучелах, мишенях, подвижных станках, подвесных мешках, шарах, кольцах; б) приемы боевых действий с бойцом и преподавателем; в) подвижные игры — задания с элементами фехтования; г) использование приемов (уколов, ударов) в соревнованиях на технику, меткость, быстроту; д) использование приемов наступления и обороны в боях на 1, 3, 5, ударов и на время с различными бойцами и преподавателем по заданию и самостоятельно; е) практическое судейство. В третьей части урока работа вначале проводится в разрезе изучения и совершенствования техники приемов фехтования, затем преимущественно в тактическим плане, с внесением соревновательных, игровых и боевых элементов. В методических приемах по изучению техники и тактики чередуются: групповая и парная работа с индивидуальной, работа под команду, с работой по заданию, практическое исполнение упражнений с объяснениями по вопросам техники и тактики. Очень большое значение в этом разделе занимает так называемый индивидуальный урок (см. стр. 99, главу II). Вместе с овладением техникой и тактикой фехтования необходимо совершенствовать общую координацию движений и качества бойца, всемерно способствуя проявлению у них инициативы и находчивости, воспитанию сознательной дисциплины, организованности, взаимопомощи, выручки друг друга. Для этого используются игры, соревнования и групповые бои, а также различные задания на выработку умения правильно, быстро ориентироваться в обстановке боя. Необходимо научить реагировать на внезапности, принимая различные решения, ответные денет нпя при условии подчинения и изменения действия под влиянием лрнтельиых или слуховых сигналов. Необходимо все время помнить о том, что овладение техникой и тактикой боевых действий связано с тренировкой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, психики бойца. Преподаватель должен поэтому соответственно дозировать нагрузку. В частности, после окончания учебных боев или индивидуального урока с отдельными занимающимися руководитель не должен разрешать садиться, а требовать стюкойной ходьбы большей или меньшей длительности. Длительность третьей части урока колеблется от 30 до 70 мин. Четвертая (заключительная) часть урока
Задачи: 1) Понижение возбуждения нервной системы и напряжения специальных мышечных групп, получающих большую нагрузку в фехтовании, 2) успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения. Средства. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения, ходьба с закрытыми глазами в «отрезки времени», упражнения на расслабление, упражнения в равновесии и самомассаж.
Главной задачей четвертой части урока
является успокоение органов дыхания
и кровообращения, ибо третья часть урока
заканчивается обычно общей интенсивной
работой. После снятия фехтовальных
костюмов для этого используются спокойная
ходьба с легким потряхиванием рук,
дыхательные упражнения. Понижение
возбуждения нервной системы достигается
ходьбой с закрытыми глазами на различные
ориентиры (меловая черта на полу, между
положенными палками и т. п.), элементарными
упражнениями в равновесии в виде В каждом уроке намечается основная, ведущая тема или задача, в соответствии с которой распределяется материал, устанавливаются части урока и преобладающее значение той пли другой части урока. В уроках обучения преобладающее место имеет изучение техники фехтовальных движений, проводимых в разнообразных методических формах и приемах. Ведущей частью урока здесь является основная часть. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются во второй части. В уроках тренировки преобладает задача совершенствования техники и тактики фехтования. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются в целях обеспечения всесторонней физической подготовки и воспитания бойца и подготовки его к максимальным напряжениям в бою на соревнованиях. В зависимости от периода тренировки уроки могут состоять из 3—4 частей с преобладанием какой-либо одной из частей. Длительность урока от 45 до 90 мин. (рис. 55).
При организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) чередование моментов работы с активным отдыхом и постепенность нарастания физиологической нагрузки. Разрешается этопутем изменения темпа, скорости, количества повторений, продолжительности движений, а также путем чередования статических движений с динамическими, наступательных действий с оборонительными. Выполнение техники приемов должно чередоваться с пояснением, демонстрацией приемов. Работа преимущественно над техникой должна чередоваться с работой над тактикой. Необходимо постепенное включение соревновательных элементов, обеспечивающих подведение бойца к осмысленному бою; 2) чередование групповой работы с индивидуальной, парной с самостоятельной работой. Это способствует проявлению инициативы, самостоятельности, сознательного совершенствования техники, тактики, качеств и знаний; 3) достаточную плотность урока, максимально используя: подсобные снаряды (чучела, мишени, подвесные и подвижные станки), активность самих занимающихся (дача специальных заданий), четкость команд и распоряжений преподавателя, живое, без длительных пауз и рассуждений, проведение урока, четкий, образцовый, эмоциональный показ приемов и тактических примеров. При подборе упражнений и проведении урока фехтования надо учитывать, что гимнастические упражнения и приемы фехтования, применяемые в отдельных частях урока, как правило, содействуют разрешению нескольких задач. Например, выпад, проводимый с целью нанесения атаки противнику, является интенсивным движением: тяжесть тела переходит преимущественно на одну ногу, оказывает значительное влияние на работу мышц, на дыхательную и сердечнососудистую систему, на волевую и эмоциональную сферу бойца; одновременно с этим выпад требует концентрированного мышечного усилия, максимальной быстроты, точности движения, сохраняя равновесие и т. п. Необходимо обеспечить положительное влияние любого упражнения на организм занимающихся. Необходимо обратить внимание на правильное расположение средств и установление физиологической кривой урока. Кривая устанавливается по учету ускорения пульса в различные моменты урока. С гигиенической стороны наиболее благоприятной кривой считается постепенное, волнмбразное повышение нагрузки. Это достигается построением урока с учетом перечисленных ранее принципов чередования и дозировки упражнений, приемов и боевых действий. Для уроков периода обучения наиболее характерна кривая, изображенная на рис. 56. Для периода тренировки, учитывая необходимость подготовки к предстоящим соревнованиям, кривая урока может иметь и другой характер (рис. 55).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК В ФЕХТОВАНИИ
Индивидуальные уроки — по преимуществу методический прием в групповом уроке и реже являются формой самостоятельного урока. Схема может быть представлена в следующем виде: 1) Вводная часть: изучение, проверка, совершенствование техники основных положений и движений. 2) Основная часть (в зависимости от этапов обучения или тренировки): а) преимущественно обучение, либо б) преимущественно техническое совершенствование и тактическая подготовка, либо в) преимущественно боевая подготовка. 3) Заключительная часть: успокоение организма; подытоживание наблюдений за техникой и тактикой бойца в процессе урока1 (рис. 57).
Основная (вторая) часть
В основной части урока, в зависимости от этапа обучения или тренировки, разрешаются задачи 3-й части группового урока: изучение приемов наступления и обороны в плане < преимущественно технической тренировки в простых действиях; изучение сложных наступательных действий и оборона от них в плане технического совершенствования и разрешения отдельных тактических задач; тактическая подготовка.
Заключительная (третья) часть
В этой части успокоение организма производится занимающимися самостоятельно по указанию руководителя. Продолжительность индивидуального урока чрезвычайно различна в зависимости от состава группы, подготовленности занимающихся, задач индивидуального урока и может быть от 3 до 30 мин. В основном индивидуальный урок должен использоваться как один из методических приемов контроля, проверки, совершенствования и закрепления техники и тактики фехтования и боевой подготовки в групповом уроке. В коллективах с небольшим количеством занимающихся, разнородным по составу, а также с высококвалифицированными бойцами (при условии широкого использования инициативы занимающихся в самостоятельной работе по заданию) индивидуальный урок может явиться и основной формой занятий.
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|