ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВКИ В ФЕХТОВАНИИ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВКИ В ФЕХТОВАНИИ


Общие задачи основного периода: дальнейшее совершенствование деятельности внутренних органов и нервно-мышечного аппарата, с осо­бым вниманием к повышению выносливости, своевременности и точности реакции на зрительные и тактильные восприятия.

Специальные задачи этого периода: 1) дальнейшее совершенство­вание фехтовальной техники а) быстроты, своевременности и авто­матичности фехтовальных движений; б) работы в темп и в контр­темп; 2) совершенствование качеств тренирующихся, необходимых в бою: а) инициативы; б) быстроты принятия выполнения решений; в) умения предугадать действия и намерения противника и расст­роить их соответствующим противодействием; г) самообладания; 3) развитие и совершенствование тактических навыков фехтовального боя: а) совершенствование присущей бойцу тактики боя, б) совер­шенствование умения применяться к тактике противника, в) при-„обретение опыта противодействовать различным неожиданностям в бою; 4) подготовка к ведению боя в обстановке соревнований; 5) подготовка к проявлению максимальных усилий в условиях сорев­нования.


Примерный план основного периода тренировки


Мероприятия

Дни шестидневки

1—2 шестидневка

1. Утренняя гимнастика

2. Тренировка по фехтованию

3. Спортивные игры на воздухе

4. Массаж (общий)

Ежедневно

2 и 4-й

6-й

1 и 3-й день

3—5 шестидневки

1. Утренняя гимнастика

2. Тренировка по фехтованию

3. Занятия по л/а (спринт, прыжки)

4. Спортивный массаж (общий)

Ежедневно

1, 3, 5-й

6-й

1 и 3-й день

7—8 шестидневки

1. Утренняя гимнастика

2. Тренировка по фехтованию
3. Спортивный массаж (общий) в дни после проведе­ния тренировочных соревнований

Ежедневно

1, 3, 5-й

2 раза в шестидневку


Тренировка в основной период строится на базе: а) дальнейшего, более форсированного повышения общефизиологической и техни­ческой тренированности; б) развития и совершенствования такти­ческих навыков в условиях постепенного усложнения заданий и методов занятий, в) интенсивного втягивания в вольный бой (вна­чале под непосредственным руководством тренера), доводя бойца до тренировочных соревнований.

В части календарных тренировок схема примерного плана заня­тий может быть-представлена в следующем виде:

Расчет времени


Мероприатия

Метод

Расчет

времени

на группу

(мин.)

1—4 занятие

Упражнения по общей подготовке: а) гимнастические упражнения, б) упражнения со скакалкой, в) специальные упражнения в расслаблении и быстром сокращении мышц

Групповые занятия

10—15

Специальная подготовка: занятия на подсобных снарядах по усовершенствованию простых действий

Групповые и самостоятельные занятия

10—20

Совершенствование техники, тактики

боя в индивидуальном уроке

Индивидуальный урок в виде боя по заданию (по 5—8 мин.)

35—45

Тренировка простых и сложных действий

Занятия попарно по заданию с элементами боя

35-45

Вольные бои по назначению и на заданную тему

Занятия попарно, теоретический анализ боя

30—60

Подведение итогов урока

Беседа, заключительная работа

5—10

Итого

1,5—2,5 часа

5 — 11 занятие

Упражнения по общей и специальной подготовке (в виде разогревания перед занятиями)

Групповые и самостоятельные занятия

15—20

Свободные бои с тренером и бои в пульке. (5—10 боёв) на 3—5 ударов

Бои с анализом тактики, судейство


Подведение итогов урока

Обсуждение боев, заключительные групповые занятия

10

Итого

1,5—2,5 часа

12 — 15 занятие

Упражнения по специальной подготовке, в виде разминки, без оружия и с оружием

Самостоятельные и парные занятия

10—15

Свободные групповые бои в паре на время (по 3—5 мин. 2—3 раза)

Бои в паре с различными

бойцами

15—20

Вольные бои в пульках

Бои, анализ тактики и судейство

1—2 час. 10


Подведение итогов

Беседа — обсуждение боев и заключительные упражнения

5—15

Итого

1,5—3 часа

16 — 18 занятие

Разминка перед соревнованием (без оружия и с оружием)

15—12

Бой

1,5—2 часа

Анализ соревнований


Отдельные занятия строятся на базе следующих методических установок: а) необходимости предварительной разминки тренирую­щихся, б) проработки конкретного для каждого занятия объема так­тических вопросов, в) постепенного повышения психологической и физиологической тренированности путем повышения напряженности и удлинения времени непосредственной работы (вольные бои и пар­ные занятия нарастающей длительности), г) чередования тактических: и технических заданий.


Примерный урок на рапире основного периода

(№ 12 — для бойцов II разряда; в группе 16—20 человек, 2 тренера).

Тема: Вольный бой.


Содержание

Время

(мин.)

Методич.

указания

Вводная и подготовительная части

Разминка в виде специальной гимнастики без оружия и с оружием: а) гимнастичес-кие упражнения на гибкость, растягивание и расслабление для мышц рук и туловища (движения преимущественно с большой амплитудой); б) приседания, выпады, шаги, скачки-выпады, броски с пробежкой; в) потряхивание, расслабление и быстрые сокращения для верхних и нижних конечностей; г) уколы в мишень без выпада, с выпадом; д) перемены позиции с движениями вперед и назад

15


Основная часть

Групповой бой в паре, 2 раза по 2 мин. и 2 раза по 5 мин., с различными противника-ми с двумя перерывами (по 3—5 мин.)

25


Вольные бри в «пульках» по 5 чел., судейство и анализ тактики боя

1—1,5 часа


Заключительная часть

Краткая итоговая беседа

2—3


Спокойная ходьба с закрытыми глазами на ориен­тиры

10


Потряхивание, разминание мышц верхних конеч­ностей попеременно и парами



Ходьба четким гимнастическим шагом



Итого — 2 часа 20 мин.


Методические указания


На основе оценки достижений подготовительного периода, до­полнительно выявленных тактических особенностей и предполагаемого состава участников предстоящих соревнований, тренер должен оп­ределить: а) окончательный тип тактики, к которой следует стреми­ться; б) комплекс технических приемов, на которых следует акцен­тировать подготовку.

В соответствии с этим составляется индивидуальный план тре­нировки.

Тренер должен: а) содействовать выработке сообразительности в комбинации с технической быстротой, доведенной до автоматизма; б) совершенствовать чувство времени и дистанции; в) в технически-тактической подготовке отдавать предпочтение простейшим такти­ческим приемам (в частности, приемам, исполненным во-время), доби­ваясь при этом одновременно достаточного разнообразия применения их; г) выработать координацию быстроты движений с тактическими замыслами; д) выработать умение изучать противника и скрывать свои тактические и технические недостатки и манеру вести бой; е) вы­работать умение действовать в активный и пассивный темп и контр­темп; ж) работая в нормальной дистанции, создать у тренирующегося запас глубины для ее неожиданного использования; з) не спешить с развитием тактического кругозора тренирующихся, последовательно вскрывая перед ними тактические комбинации, тщательно их прора­батывая и доводя до степени автоматичности действий; и) особо тща­тельно тренировать концетрированное внимание и умение удержать его на должной степени напряженности в течение всего боя; к) по мере тактического формирования бойца в процессе учебных вольных боев все чаще и чаще разбирать и обсуждать правильность и целесо­образность боевой фразы, указывая на возможные варианты решений.

Состав группы в основном периоде должен оставаться таким же, как и в подготовительный период. Изменения в составе допускаются лишь при необходимости внести коррективы в неправильное распре­деление. Распорядок занятий в основном периоде тренировки должен быть особенно четок. Должны проводиться: а) вольные бои по назна­чению — под общим контролем тренера и при обязательном наблюдении свободных от боя тренирующисхя с обсуждением фраз боя; б) пульки на число ударов и на время, под общим руководством тренера и под наблюдением судейской коллегии из свободных от боя тренирующихся; в) разбор проводится как в процессе, так и обязательно в конце заня­тий (со всей группой).

Занятия должны быть организованы так, чтобы тренирующийся без перенапражения получил возможно широкую практику боя.

План тренировок, разработанный выше, может быть с некоторым видоизменением использован для планирования учебно-тренировоч­ной работы и на срок более длительный (6—10 мес.) разбивка по пе­риодам в этом случае представляется в следующем виде: 1-й (под­готовительный) период — от 2 до 3 месяцев (октябрь — декабрь); 2-й (основной) период — от 3 до 5 месяцев (январь — май); 3-й (переход­ный, период — от 1 до 2 месяцев (июнь, июль).

В подготовительном периоде, так же как и при более кратких сроках, разрешаются задачи общефизиологической подготовки, овла­дение (или усовершенствование) техникой и тактикой фехтования, совершенствованию качеств. В этом периоде планируется: а) некото­рое преобладание упражнений, имеющих общеразвивающее значе­ние в начале периода — 1,5—1 мес; 2) преимущественное внимание специальной технической подготовке в последующие 1,5—2 мес. Это распределение особенно существенно для новичков и бойцов III рязряда.

Задачами основного периода являются: дальнейшее укрепление и подготовка организма к максимальным напряжениям; закрепле­ние и совершенствование техники; общебоевая и тактически-физиоло­гическая подготовка.

По отношению к новичкам в основном периоде можно отметить три этапа: первый этап — по преимуществу этап совершенствования техники и тактики простых и сложных действия с накоплением такти­ческого опыта и совершенствованием качеств, нужных в бою (1,5—3 мес). Второй этап — применение полученных технических и такти­ческих навыков, знаний, умений, качеств в бою с различными про­тивниками и максимальное проявление своих сил и возможностей, i в условиях боя (1—1,5 мес) и третий этап — этап практического использования боевой подготовки с проведением итоговых соревнований и участием в календарных соревнованиях (0,5—1 мес).

Для опытных бойцов основной период состоит из следующих эта­пов: а) технического и тактического совершенствования (по преимуществу); б) боевой подготовки (физиологической и тактической); в) участия в соревнованиях; г) кратковременного отдыха с занятиями, проводимыми для поддержания спортивной формы; д) боевой подготовки — с учетом результатов участия в предыдущих соревнованиях и исправлением выявленных недочетов технической и тактической подготовки; е) участия в соревнованиях и т. д.

В третьем периоде разрешаются задачи выхода из состояния специальной тренированности: переключение на другой характер работы и переход к активному отдыху с широким использованием индивидуальной гимнастики, прогулок, экскурсий и естественных факторов закаливания — солнца, воздуха, воды.

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..