РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ВОСХОЖДЕНИЮ АЛЬПИНИСТОВ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ВОСХОЖДЕНИЮ АЛЬПИНИСТОВ



Ситуационные задачи служат для обучения действиям в локальных ситуациях экстремального характера, вплоть до аварийных.

Поскольку деятельность альпиниста зависит от природы высокогорья, личных качеств и подготовленности человека, а эти явления в своей взаимосвязи сложны и разнообразны, возникновение таких ситуаций становится неизбежным. Занятия альпинизмом будут безопасными, если альпинист подготовлен к неожиданно возникающим и скоротечно развивающимся ситуациям. А поскольку отдельные ситуации зачастую переходят в целый комплекс условий, угрожающих не только ему одному, но всей группе, альпинист обязан уметь своими действия предотвратить подобное развитие событий.

Но для этого недостаточно иметь в своем активе лишь набор восхождений, чтобы накопить тактические навыки, необходимые для преодоления ситуаций, встречающихся на пути к вершинам,— нужно постоянное совершенствование.

Сегодняшняя наша задача — повышать качество обучения альпинизму. Происходит определенная индивидуализация, встают вопросы проблемного обучения. Решению этих вопросов вполне могут служить ситуационные задачи. Любая предложенная в них ситуация потребует от обучаемых серьезных мыслительных усилий, ибо она ставит перед ними действительно проблемные вопросы. Занятия по решению ситуационных задач потребуют от каждого альпиниста или группы в целом проявления индивидуальных качеств, покажут готовность обучаемых принять на себя смелость в выборе решения. Задача или ее отдельный элемент должны соответствовать технической и психологической готовности каждого участника, его квалификационному уровню — факторам, которые проводящий занятия инструктор или тренер обязан учитывать.

При определении решения альпинист должен выбрать вариант, предотвращающий развитие ситуации в комплекс проблем, вплоть до аварийной. Как правило, бывает несколько вариантов решений, но следует отдать предпочтение тому, который предполагает наибольшую безопасность или благополучие пострадавшего, требует меньше времени для исполнения (это часто является решающим фактором) и минимального числа людей и снаряжения.

В зависимости от контингента обучающихся ситуационные задачи делятся на группы:

технические задачи, требующие для решения определенного устройства систем из наличного снаряжения;

теоретические задачи, требующие установления допущенных ошибок в организации страховки и самостраховкн и путей их устранения;

тактические задачи, требующие принятия решений по тактике движения группы, учебного подразделения и пр.

При решении задач и моделировании экстремальных условий альпинист должен ясно представить себе ошибки, которые могут привести к беде. Если разыгрывается ситуация срыва и зависания пострадавшего на единственном крюке, на который дается дополнительная нагрузка при оказании помощи (организация на нем перил, подтягивание на нем пострадавшего), ведущий обязан показать недопустимость продолжения работы на крюке, уже выдержавшем нагрузку при срыве. Нужно доказательно объяснить недопустимость вторичного использования этого крюка как точки опоры, объяснить порядок переноса нагрузки с этого крюка на любую другую точку закрепления и порядок обеспечения страховкой оставшегося напарника по связке, идущего на помощь товарищу. При решении задач участники группы должны получить полное представление как о самой опасной ситуации, так и о факторах, которые могут привести к ее возникновению (переутомление, переоценка сил, пренебрежение мерами безопасности, тактические ошибки, технические недочеты). Следует также учитывать, что постановка ситуационных задач имеет большое значение и в психологической подготовке альпинистов.
 

 

Порядок решения ситуационных задач.

1) внимательно ознакомиться с ситуацией задачи, попытаться войти в положение группы или участника, с которым произошло происшествие;

2) определить значение фактора времени для ее решения;

3) определить очередность действий или последовательность оказания помощи пострадавшему;

4) определить необходимое снаряжение, его количество, выяснить, что можно сделать при его недостатке;
 

5) из возможных вариантов решения задачи выбрать и обосновать оптимальный;

6) при рассмотрении задач учесть усложнение ситуации тем, что участники группы, с которой произошло ЧП, могут не видеть и не слышать друг друга во время работы по оказанию помощи;

7) учитывать соблюдение оптимального пути с точки зрения его безопасности, возможностей группы, затрат времени;

8) принять во внимание возможности организация вынужденного бивака или отсидки, состояние группы, погодные условия, наличие снаряжения и питания, условия взаимодействия;

9) при решении задач строго выдерживать соотношение характера ситуации и применение тактических понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..