Любое мероприятие в условиях высокогорья требует всесторонней тщательной
подготовки, которая не только обеспечивает успех, но и дает определенные
гарантии безопасности для его участников.
Чем сложнее мероприятие (учебное или спортивное
восхождение, горно-туристский поход или работа геологов, геодезистов),
тем более объемна и специфична подготовка к нему. В зависимости от
продолжительности мероприятия определяется и начало этой подготовки:
сбор информации и необходимых исходных данных, в том числе
характеристика климатогеографических факторов, анализ чрезвычайных
происшествий в районе проведения мероприятия и многое другое. Прежде
всего надо выделить объективную оценку предстоящих трудностей горного
мероприятия, а также собственных возможностей для решения успеха
задуманного. Переоценка последних, как и недооценка первых,— источник
многих неприятностей в горах.
Совершая восхождения, альпинисты встречаются с рядом факторов,
существенно влияющих на успех и безопасность восхождения. Причем оба
компонента применительно к восхождению на горные вершины или любому
другому виду деятельности человека в горной местности тесно
взаимосвязаны.
Тактическое мастерство определяется в первую очередь тем, насколько
полно проанализированы и учтены факторы, влияющие на организацию,
обеспечение и проведение похода, восхождения.
Ежегодный анализ альпинистских ЧП показывает, что недостаточная
тактическая грамотность проявляется прежде всего 8 непонимании сущности
тактики как творческого освоения и применения личного опыта. Наряду с
этим убеждение, что альпинист по мере набора вершин «автоматически»
осваивает и взаимосвязь тактических понятий, вносит дезорганизующее
начало в процесс обучения. «Автоматизм» в альпинизме вещь вообще
недопустимая, а уж в тактике — тем более.
В лучшем случае под обучением тактике понималось знакомство с
особенностями организации восхождений в различных классах (высотных,
стенных и т. п.) или по видам рельефа (прохождение гребней,
снежно-ледовых склонов и пр.), иллюстрированное примерами из практики и
формализованным составлением временных графиков этих восхождений.
Чтобы обучение тактике стало эффективным, прежде всего установим
единство понятий и терминологии, что позволит свободнее ориентироваться
во всех относящихся к тактике вопросах. По-видимому, определение тактики
как совокупности мероприятий и действий, обеспечивающих достижение
поставленной цели с наименьшими затратами сил, средств, времени и с
необходимой степенью безопасности, наиболее полно отражает ее сущность
применительно к альпинизму. Понятия же, выделенные курсивом, принято
называть тактическими категориями.
Отправным пунктом любой тактической альпинистской концепции служат ясно
сформулированная цель и вытекающие из нее задачи. Восхождение на горную
вершину может быть учебным, тренировочным, спортивным. Возможно и
объединение этих целей. В этом случае должна быть выделена основная цель
и установлена ее взаимосвязь с второстепенными, подчиненными целями.
Соответственно определяются и задачи. Например,
спортивному восхождению особый оттенок придают такие из них, как
первовосхождение или первопрохождение маршрута, повторение маршрутов,
пройденных ранее, но с лучшим тактическим решением, большим количеством
участников и т. п. Для учебных и тренировочных восхождений характерны
задачи по освоению или восстановлению приемов индивидуальной техники,
организации взаимодействия, педагогический контроль со стороны
инструктора за участниками учебной группы, новый рубеж высоты, освоение
и проверка снаряжения. Могут быть и специфические цели:
производственные, научные, военные. Особое место отводится тактике
поисковых и спасательных работ, где цель не подлежит обсуждению, а
решающее значение приобретает фактор времени.
Значимость и актуальность цели определяют необходимую степень риска и
совокупность мер безопасности. В любом случае нужно ясно представлять,
во имя чего и чем можно рисковать.
Понятие силы относится как к собственным возможностям и ресурсам, так и
к препятствиям, намеченным к преодолению. Рассматривать же горы как
противника неправомерно. Климатические и географические условия и
особенности рельефа в горах существуют объективно и могут служить
источником опасности, как правило, для неподготовленных людей. Поэтому
истинным противником альпиниста на пути к вершине будут его собственные
недостатки в личной и коллективной подготовленности, в том числе и
неумение объективно и достоверно оценивать трудности на избранном
маршруте.
Именно поэтому начинать подготовку к горному мероприятию надо со
знакомства со сложностями предстоящего маршрута и с оценки собственных
сил.
Знакомство с предстоящими природными препятствиями и условиями обычно
начинается со сбора уже имеющейся информации: описаний и рисунков, схем
и фотографий, личных впечатлений очевидцев и т. п. Здесь важно уметь
оценить актуальность и достоверность информации, учесть обстановку и
условия, в которых она возникла (время, точки наблюдения), и, сопоставив
их с условиями намечаемого восхождения, внести необходимые коррективы.
В ряду предварительных мероприятий существенное место занимает разведка,
особенно визуальная. Она включает непосредственное и достаточно
длительное наблюдение за объектом предстоящего восхождения с различных
по ориентации и высоте точек в разное время суток. Это необходимо для
установления подробностей рельефа, направления и режима схода камней или
лавин, условий освещенности, выбора ориентиров, вариантов подъема и
спуска, пунктов наблюдения и связи, промежуточных рубежей Чем сложнее
маршрут, тем более подробным должен быть дневник наблюдения.
В отдельных случаях применяется разведка боем. В это понятие включают
предварительное преодоление подходов, отработку и подготовку выхода на
маршрут, прохождение отдельных участков, близких к нему по характеру и
рельефу, с целью непосредственного знакомства с особенностями рельефа,
отработки тактико-технических приемов, выбора снаряжения.
Результаты любого вида разведки должны документироваться— текстом,
описаниями, дневниками. Иллюстрации могут выполняться в виде рисунков,
но с обязательным соблюдением символики УИАА, схем отдельных участков
маршрута, в виде фотографий, слайдов. В дневнике должны быть отражены
время и точки кинофотосъемки. Выводы из данных разведки надо по
возможности скорректировать на случай изменения метеоусловий и
календарных сроков. Эти же приемы разведки могут быть применены и для
подготовки восхождений 1—2 к. с. в составе учебного отряда. Ознакомление
участников учебных групп с результатами разведки так же необходимо, как
и членов спортивных команд.
Проверка собственных физических, технических и психологических ресурсов
также может рассматриваться как разведка противника, именуемого
собственными слабостями и неподготовленностью.
При оценке сил группы учитываются: степень овладения необходимыми
знаниями и навыками, физические, технические и моральные ресурсы;
сработанность, индивидуальный опыт и мастерство, специализация,
взаимозаменяемость и совместимость всех звеньев группы; количество
участников и возможность выбора; личность руководителя и наличие
потенциальных лидеров.
Уровень физической подготовленности может оцениваться с помощью
стандартных методик и тестов. Физические качества — сила, выносливость,
гибкость, ловкость, равновесие — учитываются применительно к специфике
действий во время восхождения (чередование статических и динамических
нагрузок, объем и длительность их, отсутствие условий для полноценного
отдыха, восстановления сил, а также внешние условия: высота, погодные
условия). Следует помнить, что физические показатели в процессе
подготовки и проведения восхождения обычно меняются. Их динамика — один
из показателей тренированности.
Характер будущего восхождения определяет специальные акценты физической
подготовленности: на общей и силовой выносливости, быстроте адаптации к
высоте и др.
Индивидуальная техническая подготовленность характеризуется широтой
диапазона приемов преодоления различных форм рельефа, качеством их
выполнения (быстрота выбора, непринужденность исполнения,
экономичность), умением применять соответствующие технические средства и
выбирать оптимальный маршрут. Индивидуальное мастерство основывается
прежде всего на надежном свободном лазанье в самом широком понимании
этого термина.
Применение искусственных точек опоры — приемов так называемой высшей
техники, использование жумаров (зажимов) следует осваивать лишь по мере
достижения высокого уровня в свободном лазанье и тогда, когда в
последнем возникает реальная необходимость. Форсирование в этом случае
вредно.
Техническая подготовленность должна рассматриваться
не только в плане индивидуального мастерства. Ее показателем остается
умение взаимодействовать внутри связки и между связками в группе, что, в
свою очередь, составляет основное содержание понятия «схоженность».
Основная тактическая единица в альпинизме — связка из двух человек.
Критерии качества работы связки; правильное распределение функций,
согласованность выполнения партнерами необходимых приемов, рациональное
использование веревки, уровень владения приемами оказания помощи,
надежность страховки и самостраховки, четкость в управлении движением,
полное использование времени. А это все прежде всего достигается в
совместных и далеко не одноразовых восхождениях. Именно здесь
закладывается и само понятие «схоженность» и качество его исполнения.
Взаимодействие связок внутри группы определяется такими же критериями,
но с акцентом на работе нескольких связок, объединенных в команду.
Особой проверке подлежит умение работать в качестве лидера. Здесь
внимание обращается главным образом на выбор и качество подготовки
маршрута для всей группы, умение руководить и заботиться о всех делах
группы, отделения, команды.
Индивидуальная и групповая техническая подготовленность проверяется на
зачетах и экзаменах, в работе па страховочном стенде и в решении
ситуационных задач, во время восхождения по контрольным маршрутам.
Теоретическая подготовка определяется знанием положений тактики, условий
высокогорья, элементов метеорологии, гляциологии и геологии, знакомством
с основными физиологическими закономерностями, основами радиосвязи,
оказанием первой доврачебной помощи пострадавшему.
Уровень собственных сил зависит от опыта походной жизни: умения
приготовить пищу, беречь снаряжение, организовать бивак в самом
неподходящем для этого месте, вести оперативный ремонт снаряжения.
Психологическая подготовленность — существенный компонент собственных
сил. Умение оценить ее без прощающих скидок позволяет прогнозировать
поведение всех участников группы в условиях реального восхождения и
экстремальных ситуациях. Оценка личной психологической подготовленности
рассматривается прежде всего в плане сопоставления собственны:
психологических качеств спортсмена с предполагаемой обстановкой
Существующие методы составления психологического портрета (тесты,
анкетирование, сопоставление психофизических характеристик) пока не
претендуют на научно обоснованную достоверность, а возможность их
прямого применения для условий альпинистского восхождения сомнительна.
Однако связь и взаимовлияние физических и психологических нагрузок
неоспоримы Примером этого может служить высотная и спусковая эйфория.
Вполне понятно, что это обстоятельство нельзя не учитывать при
тактическом прогнозировании.
Основа изучения характера товарища по связке или
группе—благожелательность и объективность, наблюдение в сотрудничестве.
Здесь следует помнить, что нравственные и волевые качества человека
поддаются совершенствованию и воспитанию в процессе формирования
коллектива единомышленников.
Основа здорового коллектива — единство мировоззрения (отношение к себе и
товарищам, к окружающей среде), единство понимания цели,
благожелательное отношение друг к другу и, наконец, взаимное доверие,
основанное прежде всего на принципе «мы ходим в горах вместе, потому что
нам нравится ходить вместе».
Альпинистский коллектив — сложное формирование. Становление его зависит
от таких факторов, как продолжительность и уровень контактов, сложность
и ответственность совместно решаемых задач, психологическая
совместимость, степень случайности объединения, наличие формальных и
ситуационных лидеров.
Руководитель группы, тренер или инструктор в работе с участниками
обязаны учитывать все это, рассматривая все факторы в динамическом
взаимодействии, как серьезный тактический ресурс. Это определение
относится не только к группам спортсменов-разрядников, но в равной мере
и к начинающим альпинистам, особенно в предсезонный период их подготовки
в секциях альпинизма.
Организационные вопросы, материально-техническое обеспечение
альпинистского мероприятия составляют тактическую категорию— средства.
Сюда входят организационные условия и финансовые источники, снаряжение
общее и специальное, экипировка, питание, транспорт, связь, медицинское
обеспечение. Значение перечисленного с тактической точки зрения не
требует особых комментариев. Важно их оптимальное сочетание,
базирующееся на принципе обоснованной экономии. При подборе специального
снаряжения и экипировки следует учитывать их соответствие целям и
задачам мероприятия, а также необходимость применения а предполагаемых
условиях восхождения.
Своеобразная и важная тактическая категория — время и понятия, связанные
с ним: календарные и суточные графики движения, продолжительность
рабочего дня, продолжительность восхождения и его этапов. Не случайно в
горах расстояние определяется временем.
Один из решающих факторов успеха восхождения — тактическая скорость, т.
е. скорость тактической единицы — связки. А 8 некоторых случаях и
скорость всей группы. Последнее замечание обосновывается тем, что в
современных стенных восхождениях с применением жумаров понятие отдельной
связки как бы размывается.
Тактическая скорость не идентична понятию скорости непосредственного
перемещения партнеров по связке. Она скорее определяется быстротой
чередования тактико-технических приемов взаимодействия и совмещением их
во времени. Основой быстрого и безопасного продвижения связки является
прежде всего согласованность и обдуманность действий обоих партнеров.
При этом следует помнить, что скорость как самоцель — а именно такую
концепцию часто исповедуют молодые и физически сильные альпинисты— часто
служит источником аварийных ситуаций. Умение ценить и правильно
расходовать время — вот основной показатель тактической
подготовленности.
Правильная тактика должна сочетаться с понятием «резервы». Известный
тактический принцип «борьбу выигрывает тот, кто сумел сохранить
резервы», применительно к альпинизму весьма актуален. Обстановка
альпинистского восхождения чревата неожиданностями. Изменение погодных
условий и вызываемые ими осложнения маршрута трудно прогнозируются.
Случайная травма или заболевание одного участника может привести к
критической ситуации. Всегда должен соблюдаться принцип «восхождение
заканчивается не на вершине, а по возвращении на базу».
Альпинистская группа действует в условиях практической автономии,
исключающей не только возможность оказания немедленной помощи со
стороны, но зачастую и необходимой консультации. Поэтому достаточный
резерв материального обеспечения, физических и моральных сил,
психологической устойчивости, запас времени совершенно необходимы, и
пренебрежение этим принципом недопустимо.
Отсюда вытекает такое немаловажное тактическое понятие, как маневр,—
быстрый и оперативный выбор действий в сложившейся обстановке, когда в
первую очередь встают задачи по обеспечению безопасности группы в целом.
Правильно составленный тактический план должен предусматривать
возможности маневра при его реализации и учитывать вынужденные варианты.
А это, в свою очередь, предусматривает корректировку самого плана и
отдельных его разделов, вынужденное отступление и возможно полный отказ
от восхождения.