ТАКТИКА ВОСХОЖДЕНИЙ В АЛЬПИНИЗМЕ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

IX. ТАКТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСХОЖДЕНИЙ
 


ТАКТИКА ВОСХОЖДЕНИЙ В АЛЬПИНИЗМЕ


Любое мероприятие в условиях высокогорья требует всесторонней тщательной подготовки, которая не только обеспечивает успех, но и дает определенные гарантии безопасности для его участников.
 

Чем сложнее мероприятие (учебное или спортивное восхождение, горно-туристский поход или работа геологов, геодезистов), тем более объемна и специфична подготовка к нему. В зависимости от продолжительности мероприятия определяется и начало этой подготовки: сбор информации и необходимых исходных данных, в том числе характеристика климатогеографических факторов, анализ чрезвычайных происшествий в районе проведения мероприятия и многое другое. Прежде всего надо выделить объективную оценку предстоящих трудностей горного мероприятия, а также собственных возможностей для решения успеха задуманного. Переоценка последних, как и недооценка первых,— источник многих неприятностей в горах.

Совершая восхождения, альпинисты встречаются с рядом факторов, существенно влияющих на успех и безопасность восхождения. Причем оба компонента применительно к восхождению на горные вершины или любому другому виду деятельности человека в горной местности тесно взаимосвязаны.

Тактическое мастерство определяется в первую очередь тем, насколько полно проанализированы и учтены факторы, влияющие на организацию, обеспечение и проведение похода, восхождения.

Ежегодный анализ альпинистских ЧП показывает, что недостаточная тактическая грамотность проявляется прежде всего 8 непонимании сущности тактики как творческого освоения и применения личного опыта. Наряду с этим убеждение, что альпинист по мере набора вершин «автоматически» осваивает и взаимосвязь тактических понятий, вносит дезорганизующее начало в процесс обучения. «Автоматизм» в альпинизме вещь вообще недопустимая, а уж в тактике — тем более.

В лучшем случае под обучением тактике понималось знакомство с особенностями организации восхождений в различных классах (высотных, стенных и т. п.) или по видам рельефа (прохождение гребней, снежно-ледовых склонов и пр.), иллюстрированное примерами из практики и формализованным составлением временных графиков этих восхождений.

Чтобы обучение тактике стало эффективным, прежде всего установим единство понятий и терминологии, что позволит свободнее ориентироваться во всех относящихся к тактике вопросах. По-видимому, определение тактики как совокупности мероприятий и действий, обеспечивающих достижение поставленной цели с наименьшими затратами сил, средств, времени и с необходимой степенью безопасности, наиболее полно отражает ее сущность применительно к альпинизму. Понятия же, выделенные курсивом, принято называть тактическими категориями.

Отправным пунктом любой тактической альпинистской концепции служат ясно сформулированная цель и вытекающие из нее задачи. Восхождение на горную вершину может быть учебным, тренировочным, спортивным. Возможно и объединение этих целей. В этом случае должна быть выделена основная цель и установлена ее взаимосвязь с второстепенными, подчиненными целями.
 

Соответственно определяются и задачи. Например, спортивному восхождению особый оттенок придают такие из них, как первовосхождение или первопрохождение маршрута, повторение маршрутов, пройденных ранее, но с лучшим тактическим решением, большим количеством участников и т. п. Для учебных и тренировочных восхождений характерны задачи по освоению или восстановлению приемов индивидуальной техники, организации взаимодействия, педагогический контроль со стороны инструктора за участниками учебной группы, новый рубеж высоты, освоение и проверка снаряжения. Могут быть и специфические цели: производственные, научные, военные. Особое место отводится тактике поисковых и спасательных работ, где цель не подлежит обсуждению, а решающее значение приобретает фактор времени.

Значимость и актуальность цели определяют необходимую степень риска и совокупность мер безопасности. В любом случае нужно ясно представлять, во имя чего и чем можно рисковать.

Понятие силы относится как к собственным возможностям и ресурсам, так и к препятствиям, намеченным к преодолению. Рассматривать же горы как противника неправомерно. Климатические и географические условия и особенности рельефа в горах существуют объективно и могут служить источником опасности, как правило, для неподготовленных людей. Поэтому истинным противником альпиниста на пути к вершине будут его собственные недостатки в личной и коллективной подготовленности, в том числе и неумение объективно и достоверно оценивать трудности на избранном маршруте.

Именно поэтому начинать подготовку к горному мероприятию надо со знакомства со сложностями предстоящего маршрута и с оценки собственных сил.

Знакомство с предстоящими природными препятствиями и условиями обычно начинается со сбора уже имеющейся информации: описаний и рисунков, схем и фотографий, личных впечатлений очевидцев и т. п. Здесь важно уметь оценить актуальность и достоверность информации, учесть обстановку и условия, в которых она возникла (время, точки наблюдения), и, сопоставив их с условиями намечаемого восхождения, внести необходимые коррективы.

В ряду предварительных мероприятий существенное место занимает разведка, особенно визуальная. Она включает непосредственное и достаточно длительное наблюдение за объектом предстоящего восхождения с различных по ориентации и высоте точек в разное время суток. Это необходимо для установления подробностей рельефа, направления и режима схода камней или лавин, условий освещенности, выбора ориентиров, вариантов подъема и спуска, пунктов наблюдения и связи, промежуточных рубежей Чем сложнее маршрут, тем более подробным должен быть дневник наблюдения.

В отдельных случаях применяется разведка боем. В это понятие включают предварительное преодоление подходов, отработку и подготовку выхода на маршрут, прохождение отдельных участков, близких к нему по характеру и рельефу, с целью непосредственного знакомства с особенностями рельефа, отработки тактико-технических приемов, выбора снаряжения.

Результаты любого вида разведки должны документироваться— текстом, описаниями, дневниками. Иллюстрации могут выполняться в виде рисунков, но с обязательным соблюдением символики УИАА, схем отдельных участков маршрута, в виде фотографий, слайдов. В дневнике должны быть отражены время и точки кинофотосъемки. Выводы из данных разведки надо по возможности скорректировать на случай изменения метеоусловий и календарных сроков. Эти же приемы разведки могут быть применены и для подготовки восхождений 1—2 к. с. в составе учебного отряда. Ознакомление участников учебных групп с результатами разведки так же необходимо, как и членов спортивных команд.

Проверка собственных физических, технических и психологических ресурсов также может рассматриваться как разведка противника, именуемого собственными слабостями и неподготовленностью.

При оценке сил группы учитываются: степень овладения необходимыми знаниями и навыками, физические, технические и моральные ресурсы; сработанность, индивидуальный опыт и мастерство, специализация, взаимозаменяемость и совместимость всех звеньев группы; количество участников и возможность выбора; личность руководителя и наличие потенциальных лидеров.

Уровень физической подготовленности может оцениваться с помощью стандартных методик и тестов. Физические качества — сила, выносливость, гибкость, ловкость, равновесие — учитываются применительно к специфике действий во время восхождения (чередование статических и динамических нагрузок, объем и длительность их, отсутствие условий для полноценного отдыха, восстановления сил, а также внешние условия: высота, погодные условия). Следует помнить, что физические показатели в процессе подготовки и проведения восхождения обычно меняются. Их динамика — один из показателей тренированности.

Характер будущего восхождения определяет специальные акценты физической подготовленности: на общей и силовой выносливости, быстроте адаптации к высоте и др.

Индивидуальная техническая подготовленность характеризуется широтой диапазона приемов преодоления различных форм рельефа, качеством их выполнения (быстрота выбора, непринужденность исполнения, экономичность), умением применять соответствующие технические средства и выбирать оптимальный маршрут. Индивидуальное мастерство основывается прежде всего на надежном свободном лазанье в самом широком понимании этого термина.

Применение искусственных точек опоры — приемов так называемой высшей техники, использование жумаров (зажимов) следует осваивать лишь по мере достижения высокого уровня в свободном лазанье и тогда, когда в последнем возникает реальная необходимость. Форсирование в этом случае вредно.
 

 

Техническая подготовленность должна рассматриваться не только в плане индивидуального мастерства. Ее показателем остается умение взаимодействовать внутри связки и между связками в группе, что, в свою очередь, составляет основное содержание понятия «схоженность».

Основная тактическая единица в альпинизме — связка из двух человек. Критерии качества работы связки; правильное распределение функций, согласованность выполнения партнерами необходимых приемов, рациональное использование веревки, уровень владения приемами оказания помощи, надежность страховки и самостраховки, четкость в управлении движением, полное использование времени. А это все прежде всего достигается в совместных и далеко не одноразовых восхождениях. Именно здесь закладывается и само понятие «схоженность» и качество его исполнения. Взаимодействие связок внутри группы определяется такими же критериями, но с акцентом на работе нескольких связок, объединенных в команду.

Особой проверке подлежит умение работать в качестве лидера. Здесь внимание обращается главным образом на выбор и качество подготовки маршрута для всей группы, умение руководить и заботиться о всех делах группы, отделения, команды.

Индивидуальная и групповая техническая подготовленность проверяется на зачетах и экзаменах, в работе па страховочном стенде и в решении ситуационных задач, во время восхождения по контрольным маршрутам.

Теоретическая подготовка определяется знанием положений тактики, условий высокогорья, элементов метеорологии, гляциологии и геологии, знакомством с основными физиологическими закономерностями, основами радиосвязи, оказанием первой доврачебной помощи пострадавшему.

Уровень собственных сил зависит от опыта походной жизни: умения приготовить пищу, беречь снаряжение, организовать бивак в самом неподходящем для этого месте, вести оперативный ремонт снаряжения.

Психологическая подготовленность — существенный компонент собственных сил. Умение оценить ее без прощающих скидок позволяет прогнозировать поведение всех участников группы в условиях реального восхождения и экстремальных ситуациях. Оценка личной психологической подготовленности рассматривается прежде всего в плане сопоставления собственны: психологических качеств спортсмена с предполагаемой обстановкой

Существующие методы составления психологического портрета (тесты, анкетирование, сопоставление психофизических характеристик) пока не претендуют на научно обоснованную достоверность, а возможность их прямого применения для условий альпинистского восхождения сомнительна. Однако связь и взаимовлияние физических и психологических нагрузок неоспоримы Примером этого может служить высотная и спусковая эйфория. Вполне понятно, что это обстоятельство нельзя не учитывать при тактическом прогнозировании.

 

Основа изучения характера товарища по связке или группе—благожелательность и объективность, наблюдение в сотрудничестве. Здесь следует помнить, что нравственные и волевые качества человека поддаются совершенствованию и воспитанию в процессе формирования коллектива единомышленников.

Основа здорового коллектива — единство мировоззрения (отношение к себе и товарищам, к окружающей среде), единство понимания цели, благожелательное отношение друг к другу и, наконец, взаимное доверие, основанное прежде всего на принципе «мы ходим в горах вместе, потому что нам нравится ходить вместе».

Альпинистский коллектив — сложное формирование. Становление его зависит от таких факторов, как продолжительность и уровень контактов, сложность и ответственность совместно решаемых задач, психологическая совместимость, степень случайности объединения, наличие формальных и ситуационных лидеров.

Руководитель группы, тренер или инструктор в работе с участниками обязаны учитывать все это, рассматривая все факторы в динамическом взаимодействии, как серьезный тактический ресурс. Это определение относится не только к группам спортсменов-разрядников, но в равной мере и к начинающим альпинистам, особенно в предсезонный период их подготовки в секциях альпинизма.

Организационные вопросы, материально-техническое обеспечение альпинистского мероприятия составляют тактическую категорию— средства. Сюда входят организационные условия и финансовые источники, снаряжение общее и специальное, экипировка, питание, транспорт, связь, медицинское обеспечение. Значение перечисленного с тактической точки зрения не требует особых комментариев. Важно их оптимальное сочетание, базирующееся на принципе обоснованной экономии. При подборе специального снаряжения и экипировки следует учитывать их соответствие целям и задачам мероприятия, а также необходимость применения а предполагаемых условиях восхождения.

Своеобразная и важная тактическая категория — время и понятия, связанные с ним: календарные и суточные графики движения, продолжительность рабочего дня, продолжительность восхождения и его этапов. Не случайно в горах расстояние определяется временем.

Один из решающих факторов успеха восхождения — тактическая скорость, т. е. скорость тактической единицы — связки. А 8 некоторых случаях и скорость всей группы. Последнее замечание обосновывается тем, что в современных стенных восхождениях с применением жумаров понятие отдельной связки как бы размывается.

Тактическая скорость не идентична понятию скорости непосредственного перемещения партнеров по связке. Она скорее определяется быстротой чередования тактико-технических приемов взаимодействия и совмещением их во времени. Основой быстрого и безопасного продвижения связки является прежде всего согласованность и обдуманность действий обоих партнеров. При этом следует помнить, что скорость как самоцель — а именно такую концепцию часто исповедуют молодые и физически сильные альпинисты— часто служит источником аварийных ситуаций. Умение ценить и правильно расходовать время — вот основной показатель тактической подготовленности.

Правильная тактика должна сочетаться с понятием «резервы». Известный тактический принцип «борьбу выигрывает тот, кто сумел сохранить резервы», применительно к альпинизму весьма актуален. Обстановка альпинистского восхождения чревата неожиданностями. Изменение погодных условий и вызываемые ими осложнения маршрута трудно прогнозируются. Случайная травма или заболевание одного участника может привести к критической ситуации. Всегда должен соблюдаться принцип «восхождение заканчивается не на вершине, а по возвращении на базу».

Альпинистская группа действует в условиях практической автономии, исключающей не только возможность оказания немедленной помощи со стороны, но зачастую и необходимой консультации. Поэтому достаточный резерв материального обеспечения, физических и моральных сил, психологической устойчивости, запас времени совершенно необходимы, и пренебрежение этим принципом недопустимо.

Отсюда вытекает такое немаловажное тактическое понятие, как маневр,— быстрый и оперативный выбор действий в сложившейся обстановке, когда в первую очередь встают задачи по обеспечению безопасности группы в целом. Правильно составленный тактический план должен предусматривать возможности маневра при его реализации и учитывать вынужденные варианты. А это, в свою очередь, предусматривает корректировку самого плана и отдельных его разделов, вынужденное отступление и возможно полный отказ от восхождения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..