Особенности организации и тактика восхождений при выполнении норм II разряда по альпинизму

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 


Особенности организации и тактика восхождений при выполнении норм II разряда по альпинизму



Поскольку учебная программа выполнения этих норм рассчитана, как правило, на два сезона подготовки в горах, для определения сроков и разграничения уровней подготовленности приняты определения «частичное выполнение норм» и «завершение выполнения норм», что соответствует первому и второму году обучения на этом этапе подготовки альпиниста. Соответственно распределяются и объекты восхождений, необходимые для выполнения норм II разряда.

Учебный процесс подготовки спортсмена II разряда .един, он не делится на разные этапы. Основной тактической задачей этого квалификационного уровня, освоению восхождений по маршрутам 3 к. с. соответствуют направление учебного процесса, организация и тактика учебных восхождений. После выполнения норм II разряда альпинист переходит в качественно новую для себя категорию-— спортивное совершенствование, поэтому в учебном процессе и тактике учебных восхождений данного уровня основным принципом становятся нарастающая спортивность и приобретение устойчивых навыков самостоятельности. К последнему относится и введенное в учебную программу самостоятельное восхождение 2Б к. с. после выполнения программы восхождений, требующихся для II разряда. Здесь цели восхождения полностью перекликаются с самостоятельным восхождением 1Б к. с., введенным в учебную программу III разряда. Так прослеживается определенная преемственность, необходимая на дальнейших ступенях подготовки, где альпинист выступает в роли руководителя спортивных групп и команд.
Итак, каждое восхождение для этой категории разрядников имеет следующие цели:

закрепление знаний и технических навыков, приобретенных на учебных занятиях и в тренировочном восхождении;

приобретение первых навыков решения тактических вопросов, начиная с подготовки и защиты тактических планов восхождений и претворения его положений на практике каждого учебного восхождения 3 к. с.;

приобретение навыков самостоятельных действий во время восхождения, организации движения группы, обеспечения мер безопасности.

Поскольку роль инструктора — командира отделения, готовящего участников группы к восхождениям, в основном контрольная и направляющая, вопросы приобретения самостоятельных навыков для разрядников становятся первостепенными. Инструктор при этом выбирает себе место внутри группы, а первыми ставит самих участников, по ходу вводя тактико-технические задачи, посильные для выполнения и направленные на развитие навыков организации и самостоятельной работы.

При выборе объекта восхождения разрядникам предоставляется определенная самостоятельность, особенно на этапе завершения выполнения норм II разряда. При этом учитывается учебная направленность маршрутов восхождений, касающаяся в первую очередь равномерного набора маршрутов, различных по своему рельефу. Предпочтение отдается маршрутам ярко комбинированного характера.

Завершает выполнение норм II разряда контрольное восхождение по маршруту 3Б к. с.— экзамен на зрелость спортсмена, получившего право перехода на более серьезный уровень восхождений и руководства спортивными группами, т. е. к восхождениям совершенно самостоятельным, без присутствия в группе инструктора.

На упомянутых этапах обучения, и особенно среди разрядников, прибывших для подготовки на учебно-спортивные альпинистские базы, очень сложны подбор и комплектование учебных групп. Ведь сюда приезжают обычно люди из разных городов на короткий (20 или 30 дней) срок, а задачи перед ними встают серьезные. Основной критерий здесь — группы подбирают исходя только из «удобного» наличия одинаковых по количеству вершин пройденных или вершин, недостающих до полного набора на разряд. Поэтому в любом варианте состава учебного отделения всегда происходят внутренние трения, притирка характеров. Сложная работа таких отделений не всегда бывает продуктивна.

Программа подготовки альпинистов отдает предпочтение в подобном случае группам постоянного состава, тренирующимся в секциях альпинизма по плану, отражающему их подготовку, склонности, учитывая возможность дифференцированного обучения в прямой зависимости от уровня предварительной подготовки, объема знаний и навыков.

От каждого участника таких групп будут требоваться повышенная отдача на занятиях и тренировках, высокий уровень самодисциплины и организованности, готовность работать на группу. Последнее особенно важно — только в составе группы возможны и высокий личный результат и успех задуманного

Подготовка восхождения. На данном этапе обучения в подготовку к восхождениям кроме всех перечисленных и общепринятых мероприятий должна входить тактическая подготовка. От уровня занятий, углубленной самоподготовки, навыков в разработке учебных тактических планов во многом зависит и подготовка и само восхождение.

Проведение восхождения. Наиболее серьезный момент всего цикла подготовки альпиниста на II разряд — максимальный уровень его самостоятельности. Вот почему любое мероприятие подготовки и действия на маршруте восхождения должны быть заранее известны участникам, которые сами все организуют и претворяют в жизнь. Здесь как никогда требовательно встает условие обучения самостоятельности. Применительно к нему лучшей формой пока остается назначение учебным руководителем на каждый этап подготовки и проведения восхождения одного из участников, а инструктор тщательно проверяет его действия, предотвращает ситуации, которые могут развиться в нежелательном направлении из-за непроизвольных ошибок или просчетов. Лучший же вариант организации такой формы обучения — назначение учебных руководителей на весь цикл восхождения поэтапно —от подготовки в лагере и до отчета на разборе совершенного восхождения.

Итоговое, контрольное, восхождение ЗБ к, с, не только экзамен на присвоение II разряда, но и в основном проверка способности решения тактико-технических задач каждым участником группы.

Самостоятельное восхождение по маршруту 2Б к. с. поможет альпинистам определить соответствие каждого из них роли лидера, а также покажет молодым разрядникам всю меру ответственности, которая ложится на их плечи, как только с ними перестает ходить на восхождения командир отделения.

Все восхождения разрядников проводятся в составе одного отделения, кроме первого — тренировочного, на которое выходит весь отряд. Такое общее восхождение — единственная возможность для командира отряда проверить практические навыки всех разрядников в процессе восхождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..