ВЫСОКОГОРНЫЕ ПОХОДЫ И ВОСХОЖДЕНИЙ НА ЭТАПАХ НАЧАЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

ВЫСОКОГОРНЫЕ ПОХОДЫ И ВОСХОЖДЕНИЙ НА ЭТАПАХ НАЧАЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ



Особенности организации и тактика походов и восхождений при выполнении норм на значок «Альпинист СССР» и III разряда по альпинизму.

Эти два квалификационных уровня подготовки альпинистов органически связаны между собой преемственностью и последовательностью обучения. Вместе с тем они имеют различия, обусловленные задачами каждого из них. Вопросы организации и тактики в них различны применительно к этой сути маршрутов, хотя и несут в себе единообразие требований учебного порядка.

Цель похода и восхождения. Для начинающих альпинистов — освоение норм поведения в высокогорье, которые граничат с требованиями постулатов. Применение и закругление начальных навыков в технике передвижения по различному горному рельефу, применение на практике способов обеспечения безопасности при движении в связках и с использованием приемов массовой страховки, ознакомление с характером реальных препятствий, уяснение понятия «категория сложности», знакомство с орографией района, закрепление альпинистской геоморфологической терминологии.

Для значкистов — проверка уровня физической, технической п моральной подготовки, закрепление приемов и навыков индивидуальной техники, приобретение начальных навыков взаимодействия и обеспечения безопасности, выбор маршрута и самостоятельное ведение группы на отдельных его участках, приобретение начальных сведений по тактике горовосхождений и реализация отдельных ее положений во время учебно-тренировочных восхождений, совершение контрольного восхождения, служащего экзаменом за весь курс подготовки и дающего право на присвоение III разряда по альпинизму.

Основная цель любого похода и восхождения на этих уровнях подготовки альпинистов — не спортивный результат, а обучение и приобретение новых навыков и знаний.

Выбор объекта восхождения. При выборе вершины для зачетного восхождения начинающих альпинистов принимаются во внимание трудность и протяженность подходов, наличие удобного места для исходного бивака, надежность связи с базовым лагерем, положение вершины как обзорного пункта района и маршрут предполагаемых последующих восхождений, а для значкистов (кроме перечисленного) — совмещение в одном походе практических занятий с восхождением, возможности координации действий отделений учебного отряда и связи между ними и базовым лагерем, соответствие рельефа учебным целям.

В программе подготовки на III разряд увеличивается число учебных восхождений.

Во время учебно-тренировочного восхождения проверяются полученные в прошлом практические навыки и закрепляются знания, приобретенные в учебном цикле текущего сезона. Одновременно осуществляется тренировка к более сложным учебным восхождениям, которая позволяет выявить соответствие физической и технической готовности альпинистов выполнению более сложной работы при постоянно увеличивающихся физических нагрузках. Здесь же проверяются: морально-волевые качества, желание совершать восхождения в данном составе группы-отделения, слаженность действий и взаимопонимание участников учебного отделения, техническая грамотность и одинаковое понимание мер безопасности, приобретение навыков во взаимодействии партнеров по связке и между связками отделения. Тренировочное восхождение совершается в составе всего отряда.

В учебных восхождениях 2А категории сложности продолжается закрепление навыков учебного цикла, приобретаются навыки самостоятельных действий в ведении группы по маршруту и в организации необходимой страховки. На таких восхождениях молодые альпинисты начинают выполнять положения тактического плана применительно к характеру и сложности маршрута.

В контрольном восхождении 2Б категории сложности проверяются навыки, полученные в процессе обучения и предыдущих восхождений, и даются рекомендации для присвоения III разряда по альпинизму. Это своеобразный экзамен для альпиниста, переходящего к более сложным восхождениям спортивного уровня подготовки.

Значкисты совершают восхождения 2А и 2Б к. с. в составе двух (не более) спаренных учебных отделений. Один из инструкторов — командиров отделения назначается ответственным за действия такой группы.

Подбор состава отделений начинающих альпинистов и значкистов. Поскольку участники прибывают на учебно-спортивную базу из разных городов и секций, формирование учебных отделений производят на основе общефизической подготовки, по возможности объединяя представителей одного города или коллектива. Представители секций, прошедших предлагерную подготовку в полном объеме, зачисляются в одно учебное отделение.

Решающим фактором корректировки состава учебных отделений наряду с результатами учебных занятий служит оценка действий участников в перевальном походе у начинающих альпинистов и на тренировочном восхождении у значкистов.

Подготовка восхождений. Перед выходом в высокогорную зону всем учебным подразделениям разъясняются цели предстоящего похода или восхождения, предполагаемые учебные вопросы и критерии оценки действий участников. Выходу предшествует организационное ознакомление с объектом восхождения, путями подхода к вершине. В этой беседе используются описания маршрута и иллюстративный материал. Важно приучить будущих разрядников самостоятельно пользоваться картотекой вершин района, фотографическими и другими материалами для подготовки и разработки учебного тактического плана всего похода.

Тщательность и своевременность организационной подготовки похода или восхождения во многом определяют его успех не только в тактическом плане. Они дают и высокий учебно-воспитательный эффект. Подготовка включает подбор бивачного, личного и общественного снаряжения, горючего, продуктов питания, средств освещения и сигнализации, распределение груза, медицинский осмотр и оформление необходимой документации, получение консультации у лиц, недавно прошедших этот маршрут. Во всем этом с равной долей ответственности должны участвовать и сами члены отделения под руководством командира.

Восхождение. Независимо от категории сложности все восхождения начальной подготовки альпинистов носят учебный характер. Учитывая это, при составлении тактического плана учебного восхождения надо увеличивать время на его осуществление по сравнению с раскладкой спортивной группы. Планируется ранний выход с биваков, которые подтягиваются максимально близко к объекту восхождения. В целях экономии времени организуются

разведочные выходы группы, составленной из стажеров и хорошо подготовленных участников, под руководством инструктора. Задачи разведки: проверка путей подходов, прокладывание следа, требуемая маркировка, оборудование мест массовой страховки.

В учебных восхождениях решаются следующие задачи: освоение обстановки, ориентация на маршруте, реакция на глубину, первые навыки взаимодействия в связке, реагирование на изменение условий и замечания инструктора, способность исправлять ошибки, взаимоотношения с товарищами по группе;

сознательный выбор и применение освоенных простейших приемов с использованием средств страховки (веревка, ледоруб);

восприятие и понимание определений «опасно» и «неопасно». . Для значкистов к этому добавляются:

умение применить для конкретных условий (крутизна, рельеф, экспозиция) освоенный прием и обеспечить его безопасность;

организация взаимодействия внутри связки и между связками, умение выбирать темп движения, подготавливать путь для товарищей по группе;

обоснованный выбор маршрута, определение ключевых участков, умение рассчитать время движения, использовать тактические понятия «рубеж», «ориентир», «маневр»;

умение двигаться последним, особенно на спуске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..