Эксплуатация плавучих машин и лесосплавных судов проходит в тяжелых
производственных условиях. Это оборудование выполняет большой объем
работ за короткий период, ограниченный физической навигацией, поэтому
оно должно обладать
большой надежностью в работе, высокой
производительностью, экономичностью и отвечать всем требованиям,
вытекающим из условия безопасной работы на воде.
Высокая работоспособность оборудования без вывода из эксплуатации в
период навигации обеспечивается тщательной подготовкой его к работе за
время зимнего отстоя. До постановки на зимний отстой необходимо
освидетельствовать каждую плавучую машину и каждое судно. По результатам
освидетельствования составляют окончательную ведомость на предстоящий
ремонт. Прошедшие освидетельствование машины и суда приводят в
зимовочное состояние и по акту сдают на зимний отстой, ремонт и охрану
администрации затона. Отстой организуют по заранее разработанному плану
с учетом вида предстоящего ремонта. Для отстоя выбирают естественные
затоны, надежно защищенные от осеннего и весеннего ледоходов и паводков.
Затон должен иметь гарантированную глубину для отстоя машин и судов в
период самых низких уровней воды.
Крупные суда и машины, не нуждающиеся в ремонте подводной части корпуса,
зимуют на плаву, мелкие суда для зимовки извлекают из воды и ставят на
берегу на клетки. Расстановка судов и машин в затоне выполняется с
соблюдением пожарных разрывов в зависимости от категории пожарной
опасности. Каждую машину и судно на плаву надежно закрепляют стальными
канатами.
С наступлением отрицательных температур воздуха под днищем корпуса
образуется ледяная чаша, нарастающая в течение всей зимы. Для
предотвращения деформации корпуса под действием силы плавучести такой
чаши вокруг каждого судна или машины на расстоянии не менее 1 м от борта
прорезают лед. Из образующегося при этом узкого канала (борозды) шириной
около 0,7 м удаляют куски разбитого льда. При нарастании в канале нового
льда проводят повторную околку. Периодически суда и машины необходимо
очищать от снега, особенно при его увлажнении с приближением весны.
После зимнего отстоя и ремонта подготовленные для эксплуатации машины и
суда предъявляют для испытания компетентной комиссии с участием
линейного инспектора Речного Регистра и инспектора по охране труда
профсоюзного органа. По результатам испытаний комиссия оценивает
техническое состояние и готовность данной машины или судна к
эксплуатации в предстоящую навигацию. Решение комиссии оформляется актом
по установленной форме.
При приемке в эксплуатацию судов особое внимание следует уделять
техническому состоянию судовой системы закрытой бункеровки топлива и
устройствам, обеспечивающим защиту водоемов от загрязнения
фекально-сточными водами и водами, скапливающимися под сланями машинных
отделений и в местах установки топливных и масляных цистерн. На судах
постройки прошлых лет, не имеющих систем сбора подсланевых и сточных
вод, такое оборудование должно быть установлено во время зимнего отстоя.
На рис. XI. 1 представлена схема системы сбора подсланевых вод для
установки силами предприятия на теплоходах типа Т-63. Система эта
автономная, однако в аварийных ситуациях может быть использована для
откачки воды из корпуса судна. Загрязненная нефтепродуктами вода
собирается в две цистерны, соединенные между собой трубой. Цистерны
образуются путем приварки стальных листов к флорам 33—34 шпангоутов и к
боковым кильсонам.
Сверху цистерну завершает стальной лист толщиной 3
мм с герметичным сварным швом и горловиной для очистки и осмотра.
Цистерны оборудованы вентиляционным и измерительным устройствами.
Подсланевая вода подается в цистерны насосом, который устанавливают в
машинном отделении. Клапан выброса подсланевых вод за борт закрывают и
пломбируют. Накапливающиеся в цистернах за время работы теплохода
загрязненные подсланевые воды периодически передаются специальному
судну-сборщику, которое доставляет их на станцию очистки. Выкачка
загрязненных вод за борт допускается только при аварийных ситуациях.
Рис. XI. 1. Схема системы сбора подсланевых вод на
теплоходе Т-63М:
1 — невозвратно-запорные клапаны; 2 — ручной насос подсланевой воды; 3 —
невозвратно-запорные клапаны, опломбированные в закрытом положении; 4 —
цистерна сбора подсланевых вод; 5 — запорные клапаны; 6 — головка с
предохранительной сеткой; 7 — ручной насос условно чистой воды; 8 —
коллекторный шестиходовой кран