ОСТОЙЧИВОСТЬ И НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ ЛЕСОСПЛАВНОЙ МАШИНЫ

  Главная       Учебники - Лесное производство      Машины и оборудование лесозаготовок, лесосплава и лесного хозяйства

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

 

 

ОСТОЙЧИВОСТЬ И НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ ЛЕСОСПЛАВНОЙ МАШИНЫ

ОСТОЙЧИВОСТЬ — это способность судна, выведенного из состояния равновесия воздействием внешних сил, возвращаться в исходное положение по устранении причин, вызвавших наклонение. Остойчивость определяет способность судна противостоять моментам, вызывающим наклонение. Иначе говоря, остойчивость есть способность судна создавать при наклонении восстанавливающий момент. Восстанавливающий момент является мерой остойчивости судна. Различают:

начальную остойчивость, или остойчивость при малых углах наклонения; малыми условно считают такие углы, при которых кромка палубы начинает входить в воду или скула начинает выходить из воды; для высокобортных судов эти углы могут быть не более 15°;

остойчивость при больших углах наклонения (здесь рассматривают только поперечные наклонения, так как продольные наклонения судна ограничиваются малыми углами) .

Такое разделение теории остойчивости объясняется тем, что метод начальной остойчивости позволяет сделать некоторые допущения и упростить расчет. При больших углах наклонения метод начальной остойчивости дает ощутимую погрешность; в таких случаях пользуются методом остойчивости на конечных углах наклонения.

Наклонение судна в поперечной плоскости называется креном, наклонение в продольной плоскости — дифферентом.

Главнейшим положением метода начальной остойчивости является теорема Эйлера о равнообъемных наклонениях: равнообъемные ватерлинии при бесконечно малом угле наклонения пересекаются по линии, проходящей через их центры тяжести. Равнообъемными называются ватерлинии, отсекающие равные подводные объемы. Из этой теоремы вытекает, что ось вращения (наклонения) судна лежит в плоскости действующей ватерлинии.

При равнообъемном наклонении судна изменяется лишь форма подводного объема, само объемное водоизмещение остается неизменным, а центр величины, как центр тяжести подводного объема, перемещается по некоторой траектории из точки С в точку С1. Эта кривая переменной кривизны: каждому

положению точки С на ней будет соответствовать определенный центр кривизны (рис. VIII.7).

Главным поперечным метацентром М называется центр кривизны кривой С, соответствующий положению центра величины, когда судно сидит прямо. Кривой С будет соответствовать кривая М, как геометрическое место центров кривизны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..