ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВОГО КОРПУСА

  Главная       Учебники - Лесное производство      Машины и оборудование лесозаготовок, лесосплава и лесного хозяйства

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВОГО КОРПУСА ЛЕСОСПЛАВНОЙ МАШИНЫ

Основу любого судна (в том числе и плавучей машины) составляет судовой корпус, состоящий из жесткого каркаса (набора), водонепроницаемых переборок, разделяющих корпус на изолированные друг от друга отсеки, и наружной водонепроницаемой обшивки.

Теоретический чертеж. Наружная поверхность корпуса является сложной поверхностью, изменяющейся по длине, ширине и высоте. Средством графического изображения поверхности судового корпуса является теоретический чертеж (рис. VIII.1), необходимый для определения размеров элементов конструкции при постройке, ремонте, модернизации судна, установке дополнительного оборудования, а также для расчета навигационных качеств судна. Теоретический чертеж вычерчивают в трех проекциях. За главные плоскости проекций теоретического чертежа принимают следующие три взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральную плоскость ДП — продольную вертикальную плоскость, проходящую посредине ширины судна , и являющуюся плоскостью симметрии судна; плоскость мидель-шпангоута $£ — поперечную вертикальную плоскость, проходящую посредине длины судна и разделяющую судно на переднюю .носовую и заднюю кормовую части; основную плоскость ОП — горизонтальную плоскость, проходящую через нижнюю кромку плоского днища или вертикального киля.

Линии пересечения диаметральной плоскости, основной и плоскости мидель-шпангоута образуют судовые координатные оси. Линия пересечения ДП с ОП образует ось абсцисс ОХ; линия пересечения плоскости мидель-шпангоута с ОП — ось ординат ОУ; линия пересечения ДП с плоскостью мидель-шпангоута — ось апликат OZ. Положительные абсциссы отсчитывают по оси ОХ от плоскости мидель-шпангоута в нос, отрицательные— в корму; положительные ординаты по оси OY от ДП на правый борт, отрицательные—на левый; апликаты отсчитывают вверх от ОП, они всегда положительны.

Для построения теоретического чертежа поверхность судна мысленно рассекают равноотстоящими плоскостями, параллельными трем основным плоскостям проекций. При этом получается ряд кривых линий, проекции которых на основные плоскости вычерчивают на теоретическом чертеже.

Если рассекать корпус судна плоскостями параллельными диаметральной плоскости, то при пересечении их с поверхностью судна получают кривые, проектирующиеся в истинном виде на диаметральной плоскости, а на двух остальных плоскостях — в виде прямых. Эти линии пересечения называются батоксами.

 

 

 

 

 

При пересечении корпуса судна плоскостями параллельными основной плоскости получают кривые, проектирующиеся в истинном виде на основной плоскости, а на двух остальных плоскостях— в виде прямых. Эти линии пересечения называются ватерлиниями. Вследствие симметричности обводов судна относительно диаметральной плоскости ватерлинии вычерчивают только на один борт от диаметральной плоскости. Одна из ватерлиний называется конструктивной ватерлинией КВЛ (иногда ее называют грузовой ватерлинией ГВЛ). КВЛ совпадает со свободной поверхностью спокойной воды при осадке судна, соответствующей нормальной проектной нагрузке по роду службы данного судна. Оиа разделяет судно на подводную и надводную части.

При пересечении корпуса судна плоскостями параллельными плоскости мидель-шпангоута получают кривые, проектирующиеся в истинном виде на плоскости мидель-шпангоута, а на двух других плоскостях — в виде прямых. Эти линии пересечения называются теоретическими шпангоутами. Ввиду симметричности обводов судна относительно диаметральной плоскости обвод каждого шпангоута вычерчивают только иа один борт: справа от ДП изображаются очертания носовых шпангоутов, слева — кормовых шпангоутов.

Интервал AL между шпангоутами на теоретическом чертеже называется теоретической шпацией, он зависит от принятого числа теоретических шпангоутов на чертеже.

Число равноотстоящих шпангоутов на теоретическом чертеже чаще принимают равным 21, включая сюда мидель-шпан-гоут, носовой и кормовой шпангоуты, при этом длина судна разбивается на 20 равных интервалов. Число равноотстоящих ватерлиний до КВЛ принимают от 4 до 8, в зависимости от осадки судна; выше КВЛ дополнительно проводят от одной до трех ватерлиний в зависимости от высоты надводного борта

судна. Число батоксов принимают от двух до пяти на борт в зависимости от ширины судна и формы его обводов.

Проекция обводов судна на диаметральную плоскость носит название бок, на основную плоскость — полу широта, на плоскость мидель-шпангоута — корпус.

Построение теоретического чертежа начинают с сетки. Сетка представляет собой совокупность прямых линий, являющихся следами плоскостей ватерлиний, батоксов и теоретических шпангоутов. Для построения сетки нужно знать главные размерения судна: расчетную длину L — расстояние между перпендикулярами к плоскости конструктивной ватерлинии в точках пересечения ее с очертаниями форштевня и ахтерштевня, образующими оконечности судна (эту длину называют также длиной между перпендикулярами); расчетную ширину судна В — расстояние между касательными к конструктивной ватерлинии, параллельными диаметральной плоскости; высоту борта Н — расстояние по вертикали от основной плоскости до линии палубы, измеряемое по борту в плоскости мидель-шпангоута; осадку корпуса Т—расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута, между плоскостью конструктивной ватерлинии и основной плоскостью.

Кривые, изображаемые на теоретическом чертеже, должны иметь плавный характер и быть взаимно согласованными на всех трех проекциях (см. схему согласования на рис. VIII.2). Ватерлинии и шпангоуты согласуются между собой по ширине судна, ватерлинии и батоксы — по его длине, батоксы и шпангоуты — в направлении высоты борта. При этом необходимо, чтобы соответствующие точки пересечения шпангоутов и ватерлиний на проекциях «корпус» и «полуширота» имели бы одинаковые (с учетом масштаба) ординаты у — расстояния от ДП; соответствующие точки пересечения ватерлиний и батоксов на проекции «бок» и «полуширота» имели бы одинаковые абсциссы х. соответствующие точки пересечения батоксов и шпангоутов на проекциях «бок» и «корпус» имели бы одинаковые апликаты z— расстояния от ОП.

Водоизмещение. Плавающее судно находится под действием сил тяжести и сил гидростатического давления воды на поверхность судна. Равнодействующая сил тяжести определяется общим весом судна Р. Сила Р при любом положении судна направлена по вертикали вниз и приложена в центре тяжести судна G. Давление воды на поверхность судна, как на замкнутую поверхность в воде, сводится к одной силе D, действующей вертикально вверх. Эта сила называется силой плавучести или силой поддержания. Величина этой силы равна весу вытесняемой судном воды. Сила поддержания, как известно из гидростатики, приложена в центре тяжести С погруженного в воду объема судна. Точка С называется центром величины ЦВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..