Большая протяженность лесосплавных путей и различие в их транспортных и
гидрологических характеристиках, сложность и многообразие работ на
водном транспорте леса привели к необходимости создания
специализированных судов и плавучих технических средств, составляющих
лесосплавной флот. В настоящее время на всех лесосплавных работах, от
пуска лесоматериалов в сплав по первоначальным сплавным путям до
формирования огромных транзитных плотов на водных магистралях широко
используют специализированные лесосплавные суда. Они работают в крайне
тяжелых условиях, часто на реках, заполненных плывущим лесом; отличаются
небольшими размерами, малой осадкой, высокой маневренностью, прочностью
корпуса, наличием технологического оборудования. Исключительно широк
диапазон районов плавания судов лесосплавного флота — от узких
извилистых, мелководных рек и бесфарватерных разливов весеннего
половодья до прибрежного морского плавания.
По условиям плавания на внутренних водных путях все суда, включая и
лесосплавные, разделяются на четыре класса: М, О, Р, Л. В зависимости от
класса к прочности и навигационным качествам судов предъявляются
определенные требования. . ;
К классу М относятся суда, которые могут плавать в бассейнах разряда М
без ограничения по погоде. Прочность корпуса этих судов должна быть
достаточной для плавания на волнении, когда высота волн достигает 3 м. К
таким судам предъявляются особые требования по остойчивости и закрытиям
люков, дверей, иллюминаторов и т. п.
К классу О относятся суда, которые могут плавать в бассейнах, отнесенных
к разряду О без ограничения по погоде. Прочность корпуса этих судов
должна быть достаточной для плавания на волнении, когда высота волны
достигает 2 м. К судам класса О предъявляют менее жесткие требования по
остойчивости, закрытиям, спасательному, навигационному и другому
оборудованию, чем к судам класса М.
К классу Р относятся суда, предназначенные для
плавания в речных бассейнах разряда Р. Прочность корпуса таких судов
рассчитана для плавания при волне высотой 1,25 м и длиной 12 м. Как
правило, такие суда имеют плоскодонный корпус вертикальными бортами.
К классу Л относятся суда, плавающие на мелководных малых реках
(бассейны разряда Л).
Каждое самоходное лесосплавное судно наряду с корпусом, силовой
установкой и движительным комплексом имеет судовые устройства и судовые
системы. Комплекс механизмов и устройств, необходимых для нормальной
эксплуатации судна, называется судовыми устройствам.и К ним относятся:
рулевое, якорное, швартовое, буксирное и некоторые другие в зависимости
от назначения судна.
Рулевое устройство предназначено для обеспечения управляемости и состоит
из руля, рулевого привода и рулевой машины.
Якорное устройство обеспечивает надежную стоянку судну в русле водоема.
Оно состоит из якоря, якорного каната или цепи и приспособлений для
отдачи и подъема якоря. Нормы якорного снабжения регламентированы
правилами Регистра в зависимости от размеров судна, района плавания и
назначения судна.
Швартовое устройство служит для крепления судна к причалу или к борту
другого судна. К нему относятся стальные кнехты или чугунные невырокие
тумбы на палубе у бортов судна, причальные канаты и другие
приспособления для швартовки.
Буксирное устройство служит для буксировки плотов, наплавных сооружений,
несамоходных плавучих машин и судов. К нему относятся буксирные гаки
(крюки), кнехты, лебедки. На буксирном гаке закрепляют буксирный канат;
для безопасности плавания гак делают раскрывающимся.
Судовой системой называется установленная на судне сеть трубопроводов с
обслуживающими их механизмами, аппаратами и приборами.
Осушительная система предназначена для удаления воды из корпуса судна и
состоит из насоса, установленного в машинном отделении, и трубопроводов
осушения, проведенных в каждый отсек и заканчивающихся приемными
патрубками и водозаборниками с сетками. Система осушения должна, иметь
два автономных водоотливных средства — механический и ручной насосы.
Противопожарная система тушения пожара водой состоит из насоса, пожарных
кранов и рукавов.
Система водоснабжения обеспечивает бытовые нужды судовой команды и
пассажиров и является автономной системой, включающей насос,
водопроводы, расходные цистерны.
Система отопления поддерживает в судовых помещениях
необходимую температуру. Отопление может быть водяным, паровым,
воздушным и электрическим.
Система вентиляции удаляет из судовых помещений загрязненный воздух и
заменяет его свежим. Вентиляция может быть естественной и искусственной.
На судах лесосплавного флота применяется естественная вентиляция через
иллюминаторы, люки и дефлекторные трубы. Для машинных помещений диаметр
канала дефлектора определяется по формуле d = = 36VF/ft мм, где V —
объем машинного помещения, м3; п — число дефлекторов. Во всех случаях
диаметр труб дефлектора должен быть не менее 200 мм.
Все судовые устройства и судовые системы регламентированы правилами
Регистра, соблюдение которых обязательно для всех организаций и
предприятий проектирующих, строящих и эксплуатирующих суда.