ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
КОРОТКОМЕРНЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ И ЩЕПЫ
Кроме деревьев, хлыстов и длинномерных круглых лесоматериалов (длиной
более 2,5 м), на лесосеках при определенных технологических процессах
получают, а затем вывозят короткомерные круглые лесоматериалы длиной до
2,5 м (балансы, рудстойку, кряжи для лущения шпона, дрова), иногда и
колотые лесоматериалы (клепку, дрова), а также щепу. Эти лесоматериалы
как груз, подлежащий перевозке, имеют свои особенности — малые штучные
размеры, малую объемную массу. Так, объемная масса дров, как правило,
несколько (на 4... 5%) меньше объемной массы длинномерных сортиментов
одинаковой породы и при одной и той же влажности, объемная масса щепы
составляет всего 0,28.. .0,30 т/м3. Для короткомерных сортиментов и щепы
установлены специальные правила их укладки, хранения и учета.
В связи с отмеченными особенностями, для перевозки короткомерных
лесоматериалов и щепы необходим специализированный подвижной состав. В
отдельных случаях для этих целей в связи с отсутствием
специализированного состава используют подвижной состав общего
назначения, т. е. автомобили с прицепами и полуприцепами различных
конструкций, с кузовами для щепы и со стойками для короткомерных
сортиментов. Однако более рационально для планомерных перевозок
корот-комерных лесоматериалов и щепы использовать специализированный
подвижной состав, который по назначению можно разделить на три группы:
сортиментовозы (для перевозки короткомерной древесины); щеповозы (для
перевозки щепы); контейнеровозы (для перевозки как щепы, так и
короткомерных сортиментов и отходов).
К первой группе относятся автопоезда в составе седельного
автомобиля-тягача с седельным полуприцепом, имеющим платформу и стойки
(см. рис. 2.1,6). Такие автопоезда формируют из серийно выпускаемых
полуприцепов ТМ-10 — модификация ТМ-10-00000-130 к автомобилю КрАЗ-255Л
и ТМ-10-00000-0130
для автомобилей КрАЗ-258, КрАЗ-255В и МАЗ-504-В.
Полезная грузоподъемность прицепа 21 т.
Ко второй группе относятся специализированные авто-поезда-щеповозы,
состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа, имеющего большеобъемный
кузов, позволяющий загрузить в него щепу на полную грузоподъемность
автопоезда. Эти автопоезда имеют самосвальное или транспортерное
оборудование для выгрузки щепы из кузова. Один из них, щеповоз ЛТ-7А,
состоит из седельного автомобиля-тягача MA3-5430 и седельного
самосвального полуприцепа с кузовом вместимостью 25 м3 без надставки
бортов и 37 м3 с надставными бортами; грузоподъемность автопоезда 12,3
т. Кузов имеет систему обогрева щепы (во избежание ее смерзания) и
вибрации кузова при разгрузке щепы. Щепа загружается в кузов сверху, а
разгружается опрокидыванием кузова назад. Вторая конструкция щепо-воза
ЛТ-170 создана на базе автомобиля-тягача КрАЗ-258Б1 и прицепа-роспуска
ГКБ-9383-012, на котором вместо дышла и коника установлен кузов
грузоподъемностью 20 т и емкостью без надставки бортов 44 м3, а с
надставками бортов — 70 м3 для щепы. Кузов имеет легкосъемный тент,
открывающийся двустворчатый задний борт и транспортер с приводной и
натяжной станциями для выгрузки щепы из кузова. Разработана конструкция
щеповоза ОНЩ-50 на базе шасси автомобиля КамАЭ-53212 и прицепов
СЭАП-8352 и ГКБ-8352 с навесным оборудованием для перемещения и боковой
двусторонней выгрузки щепы; грузоподъемность щеповоза 21 т, объем кузова
54 м3.
Известны выпускаемые в небольшом количестве специализированные
транспортные средства для перевозки осмола: ТМ-15 (конструкции КарНИИЛПа);
ТМ-18 для перевозки отходов (конструкции КомигипроНИИлеспрома); САС-2А
для перевозки лесосечных отходов (конструкции «Силавы»).
К третьей группе относятся автопоезда, приспособленные для перевозки
нескольких разновидностей древесины (короткомерных сортиментов, щепы и
различного вида отходов). Такими автомобилями являются контейнеровозы,
они состоят из седельного тягача и полуприцепа, на опорной раме которого
размещается контейнер кузовного типа. Автопоезд может работать по трем
режимам:
с общим контейнером (при его загрузке в положении на автопоезде и
разгрузке в самосвальном режиме);
со сменой контейнеров при погрузке (автопоезд прибывает на погрузочный
пункт, оставляет там пустой контейнер, натаскивает на платформу груженый
контейнер и по прибытии на разгрузочный пункт разгружается в
самосвальном режиме);
со сменой контейнеров — порожнего на груженый на погрузочном пункте и
груженого на порожний на разгрузочном.
В настоящее время выпускается контейнерный
автопоезд ТМ-12, состоящий из седельного автомобиля-тягача МАЗ-509А и
полуприцепа, переоборудованного из прицепа-роспуска ГКБ-9383, имеющего
специальную раму, привод натаскивания контейнера, гидропривод для
самосвального режима и другие устройства. Грузоподъемность автопоезда 13
т, вместимость контейнера около 40 м3.
В ЦНИИМЭ совместно с другими научно-исследовательскими институтами
разрабатываются новые конструкции автопоездов-контейнеровозов на базе
автомобилей MA3-5434 и КаМАЗ-4410 и серийных прицепов-роспусков ГКБ-9362
и ТМЗ-802.