ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

 

 

Технико-экономические показатели важны при оценке качества организации и функционирования лесотранспортных систем. Эти показатели используются как критерии при решении задач оптимизации вывозки леса: выбора транспортно-технологических схем, транспортных и дорожно-строительных средств, дорожных конструкций, способов организации дорожных и транспортных работ.

Фактические технико-экономические показатели определяют прямым подсчетом денежных затрат на организацию и эксплуатацию транспортных систем, а также объемов выполненных работ и расхода материальных ресурсов. Расчетное значение технико-экономических показателей определяют по технико-экономическим математическим моделям. Технико-экономические модели выражают связи между экономическими и производственно-техническими параметрами систем. Основное назначение этих моделей — вычисление технико-экономических показателей лесотранспортных систем в различных условиях и при различных параметрах организации систем. Кроме того, эти модели позволяют определять влияние изменения параметра организации систем на показатели их эффективности.

Основой для экономической оценки эффективности организации и функционирования производственных, в том числе транспортных систем, являются капитальные затраты К на строительство магистралей, веток и дорожных сооружений, их капитальные ремонты и реконструкцию, на приобретение и капитальный ремонт подвижного состава, дорожно-строительной техники, строительство гаражей, складов и т. д. и эксплуатационные затраты С на строительство усов, текущее содержание дорог и сооружений, на содержание транспортных средств, топливо, материалы, зарплату водителям, на управление транспортом и т. д. Как капитальные, так и эксплуатационные затраты удобно и для наглядности целесообразно вычислять отдельно по дорожной составляющей (затраты на дороги) и по перевозочной (машинно-транспортной) составляющей (затраты по транспортным средствам).

В зависимости от целей, методика расчета затрат может различаться. Для сравнения вариантов транспортного освоения лесосырьевых баз с выбором структуры дорожной сети, транспортно-технологических схем вывозки леса, состава транспортных средств рассчитывают затраты за весь срок действия транспортной системы Т, если Т>20 лет, то у предприятий постоянного действия принимают расчетное или учитываемое время в общей продолжительности работы предприятия Т = 20 лет.

Обычный вид расчетных формул при этом может быть следующим. Для расчета капитальных затрат:

 

 

Полные эксплуатационные затраты определяются суммированием их дорожной и перевозочной составляющих:

 

 

 

 

Продолжительность погрузки и разгрузки лесотранспортных средств определяется конструктивно-эксплуатационными параметрами применяемых погрузочно-разгрузочных машин. Если грузоподъемность погрузочной или разгрузочной машины равна или более грузоподъемности транспортного средства, то разгрузка или погрузка его выполняются за один цикл, т. е. продолжительность погрузки или разгрузки равна продолжительности цикла погрузочной или разгрузочной машины /ц плюс продолжительность операции по установке машины, подготовке ее к погрузке и разгрузке, уборке машины.

Так, в одноцикловом режиме работают сейчас козловые краны ЛT-62, К-32, кабельные краны КК-20, разгрузочные ус-тановки РРУ-10 на нижних складах при разгрузке подвижного состава лесовозных дорог.

При погрузке и разгрузке подвижного состава за несколько циклов продолжительность этих операций определяется соотношением

 

 


В таком многодикловом режиме работают челюстные погрузчики ПЛ-1Б, JIT-65 при погрузке хлыстов и деревьев на автопоезда.

Объемы перевозок древесины, выполняемых транспортным цехом лесозаготовительного предприятия, определяются производительностью участвующих в транспортном процессе транспортных и погрузочно-разгрузочных средств. Сменная производительность транспортной машины на вывозке древесины равна произведению рейсовой нагрузки Qп на число выполненных рейсов nр:

 

 

Псм=Qп nр

 

 

Число рейсов, выполняемых за смену транспортной машиной, может быть только целым числом, точно его можно определить только путем расчета графиков движения. При укрупненных расчетах объемов работ среднесменную производительность лесотранспортной машины можно определить по формуле

 

 

Погрузочные, транспортные и разгрузочные машины работают в одном взаимосвязанном технологическом потоке, поэтому сменная производительность этого потока в целом может

быть не более минимальной производительности машины на одной из трех его операций, т. е.

 

 

 

 

Контрольные вопросы. 1. Что называют транспортом, транспортом общего назначения, промышленным транспортом, сухопутным транспортом леса? 2. Каковы разновидности сухопутного транспорта леса и его основные элементы? 3. Что называют дорогой (путем) и какие основные элементы автомобильной и железной дороги? 4. Какие типы лесовозных дорог составляют лесотранспортную сеть? 5. Какие особенности присущи транспорту леса лесозаготовительного предприятия? 6. Перечислите и охарактеризуйте основные разновидности транспортно-технологических схем сухопутного транспорта леса. 7. Какие показатели природных условий влияют на организацию и функционирование сухопутного транспорта леса? 8. Перечислите производственно-технические показатели транспорта леса и дайте их определения. 9. Перечислите технико-экономические показатели транспорта леса и дайте их определения. 10. Как определяют фактические показатели функционирования лесотранспортных систем?
 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..