Упражнение в системе нравственного воспитания
классным руководителем
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение
воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку
и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это
прежде всего упражнением, организацией практической деятельности
воспитанников.
В процессе нравственного воспитания классным руководителем применяются в
основном два типа упражнений: организация нравственного опыта
воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и
специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе
целенаправленной деятельности, - основное условие приучения. Упражнения
в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в
общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они
содействуют приучению к коллективной деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник
занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к
себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито
чувство ответственности. К сожалению, из стен школы выходят юноши и
девушки, для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать
о долге, чести, о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются
делами.
Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение
различных общественных поручений. Они тесно связаны прежде всего с
организационной деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что
«…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития
в человеке всех истинно человеческих достоинств». (21, с.149).
В воспитании большое значение имеет и обдуманная организация
материальной среды. Классный руководитель должен организовать дежурство
по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает
лучше вести себя, поддерживать порядок.
В целях выработки необходимых навыков и привычек поведения иногда
проводятся специальные упражнения в нравственных поступках. Классный
руководитель и другие учителя показывают учащимся, какие действия и как
нужно выполнять, предлагают их повторять и таким образом упражняют в
определенных делах. Например, путём упражнений они приучаются к
соблюдению тишины и порядка на уроке.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных
поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища,
помочь отстающему в учении, собрать цветы для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда
требований. Это - осознание учащимися важности и необходимости
проведения упражнений; их систематичность и последовательность;
общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными
формами убеждения.(5, с. 149-167).