Метод игровых ситуаций в нравственном воспитании классным
руководителем
Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни
является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без
назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения.
«Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни
ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность,
работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде
всего в игре».(11, с.373). Игра учит быть деятельными, проявлять
инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и
руководить. (14, с. 126).
Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в самом названии
этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и
проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно
увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально
сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного
«вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания. В группу
этих методов входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в
которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося
положения. (24, с.54).
Методы стимулирования в нравственном воспитании классным
руководителем
В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных
побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования
распространены поощрение и наказание . Поощрение применяется в различных
вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных
прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных
обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении
морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении
действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них
нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности
перед собой и другими людьми.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно
оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих
потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору
соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что
составляет суть мотивации. (17, с.116).
Методы воздействия на эмоциональную сферу в нравственном воспитании
классным руководителем
Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими
эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих
эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим
влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с
ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так
и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на
чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода
способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними
эмоциональных состояний. (17, с.116-117).
Методы воспитывающих ситуаций в нравственном воспитании классным
руководителем
Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально
созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций.
Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед
необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема
нравственного выбора, проблема способа организации деятельности,
проблема выбора социальной роли и другие. Классный руководитель
специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в
ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для
самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы
(испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все
сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе
включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная
позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их
дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода
воспитывающих ситуаций является соревнование , оно способствует
формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается
на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В
процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в
отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.
Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у
него способность к самоактуализации. (17, с.118).
Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному
опыту школьников. Этот приём ценен тем, что позволяет вести
заинтересованный разговор на актуальные для школьников темы, связанные с
их собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ
ситуации-аналога помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор
в затруднительных, противоречивых жизненных обстоятельствах. (24, с.48).
Методы дилемм в нравственном воспитании классным руководителем
Они направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений.
У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного
поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной
ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему
вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация
работы над собой - "труд души" (В.А. Сухомлинский). В условиях школы
полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к
суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так
называемые дилеммы.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных
дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с
которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят
убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по
следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной
сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить
ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при
условии, что каждая дилемма должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть незаконченной;
4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на
главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие
дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои
доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный
выбор в жизненных ситуациях.(17, с.119-120). Обычно метод дилемм
используется классным руководителем в старших классах.
Итак, мы проанализировали методы формирования нравственного поведения
школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического
процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом
единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»
средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то
определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может
применяться в более или менее изолированном виде. Но без
соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с
ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного
процесса к намеченной цели.И ещё нравственность формируется не на
словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и
сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать
выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы
нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы нравственного
воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными
наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на
вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.