Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это
способ организации воспитательного процесса. Формы организации
воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые
складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества
воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные
ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее
распространенная классификация. (13, с. 157).
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности
в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания,
сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы
(походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3)
наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические
стенды и др.). (5, с 143).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства
воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания
возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм
воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна
его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно,
с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический
коллектив.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на
воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного
воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного
сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек
поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,
организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой –
организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.
Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы
убеждения и методы упражнения.
Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с
целью формирования у них положительных качеств и преодоления
отрицательных. Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила
поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным
разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт,
практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде
всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения
используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это
содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о
морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных
действий, практических дел с целью формирования и развития личности.
Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному
поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются
взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы , как
поощрение и наказание . Их обычно используют для одобрения положительных
поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её
направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое
место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании –
упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с
основными методами применяются также поощрение и наказание. (5,
с.144-149).
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы
нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение
(интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная
сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и
упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера
саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания
(предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия
(экзистенциальная сфера). (17, 114).
Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе
нравственного воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.
Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что
школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что
существуют различные формы и методы нравственного воспитания.