Метод коррекции поведения в нравственном воспитании классным
руководителем
Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок
внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция
может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с
общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей
деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать
пример . Его воздействие основывается на известной закономерности:
явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в
сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в
котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее
приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. (17, с.115).
По мнению Н.И. Болдырева, большое влияние на сознание и поведение
учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера
основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных
знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и
действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут
себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое
и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к
совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.
Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное
использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей
влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они
затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители
широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых
знаменитостей.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать
внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей,
анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные
выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту
приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от
неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. (15,
с.543).
На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние
оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей,
товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного
представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети
постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он
одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он
откликается на то или иное событие, как относятся к своим обязанностям.
Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера,
требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении
поставленной цели.
Методы использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это,
прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других
людей. Один из методов использования положительных примеров – это
заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное
воспроизведение качеств личности, приёмов и способов её деятельности,
поведения. Иногда заимствуют даже манеры, походку, одежду. В ряде
случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в
стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть
лучших результатов в труде, повседневном поведении. (4, с.94-97).