КОНСТРУКЦИЯ ДОННЫХ ТРАЛОВ

  Главная       Учебники - Охота и рыбалка      Устройство орудий лова и технология добычи рыбы

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ ДОННЫХ ТРАЛОВ
 

 

Сетная часть. Распорные донные тралы представляют собой сшитый из сетного полотна мешок. Раскрытие мешка происходит на ходу судна под действием сопротивления воды движению мешка и специальной оснастки.

Донные тралы строят двух-пластными и четырехиластными. Двухпластные тралы состоят из верхней и нижней пластин. Если верхняя и нижняя пластины одинаковы, то трал называют симметричным. Однако чаще применяют несимметричные тралы. Верхняя пластина несимметричных тралов состоит из верхних крыльев, сквера, верхних

пластей мотни, мешка и полукутка, а нижняя — из нижних пластей мотни, мешка и полукутка (рис. 49). Благодаря скверу верхняя пластина трала несколько выдвинута вперед по сравнению с нижней и образует козырек.
 

 

 

 

Рис. 49. Сетные детали трала (а) и их сборка (б):
1,2 — верхние крылья; 3 — сквер; 4 — верхняя пласть мотни; 5 — верхняя пласть мешка; 6,7 — нижине крылья; 8 — нижняя пласть мотии; 9 — нижняя пласть мешка; 10, 11 — верхняя и нижняя пласти полукутка
 

 

 



Сквер почти не влияет на вероятность захода рыбы в донный трал, но от его длины зависит уход из зоны облова рыбы, которая концентрируется в предустьевом пространстве трала и плывет вместе с ним (при малой скорости траления концентрация рыбы в этой зоне может повышаться в 10—15 раз по сравнению с концентрацией в естественных условиях). Длина сквера тем больше, чем подвижнее рыба, меньше скорость траления, выше вероятность ухода рыбы из предустьевого пространства, больше размеры скопления рыбы перед нижней подборой, лучше условия освещения. С учетом биологических предпосылок длина сквера не должна превышать 10—15 м.

Сетную часть трала изготовляют из синтетических материалов — капрона, нейлона, полипропилена, полэтилена, куралона и т. д. Для постройки мелких тралов применяют дель из толстой нитки. Крупные тралы строят из веревок или шнура диаметром 3—4 мм. Фигурные детали тралов выкраивают из стандартных сетных полотен прямоугольной формы.

Размер ячеи в мешке трала зависит в основном от размера объекта лова. От мешка к крыльям размер ячеи увеличивается иногда в 8—10 раз. Большая разница объясняется стремлением уменьшить сопротивление трала и хорошей удерживающей способностью крупноячейного сетного полотна.

Крылья и сквер обычно изготовляют из сетного полотна с одним размером ячеи, а мотню трала набирают из сетных полотен с тремя и более разными размерами ячеи. Это вызвано желанием йзбежать резкого искривления здесь сетной оболочки, которое затрудняет поступление рыбы в мотню.

Толщину сетной нити, веревки, шнура принимают одинаковой в различных частях трала или ее несколько уменьшают при переходе от мешка к крыльям. Сетные детали мешка и полукутка часто изготовляют из двухпрядной дели или однопрядной дели, сложенной вдвое. Крылья донных тралов и переднюю часть сквера иногда строят из продольных шнуров-канатов с расстоянием между ними до 1,0 м. Такой трал называют сетным тралом с канатными крыльями.

Сетные детали верхней и нижней пластин соединяют съячеиванием. Такое соединение искажает формы трала, не образует мест концентрации напряжений, малозаметно.

Кромки верхних крыльев занимают не всю переднюю кромку сквера. Просвет между ними b'с' (рис. 49, а) называют верхним гужом. Точно так же просвет между нижними крыльями l'm' называют нижним гужом.

 

Верхнюю пластину накладывают на нижнюю и соединяют между собой шворкой в рубец с захватом с каждой кромки до 10 ячей. В собранном виде сетные пластины трала показаны на рис. 49, б. На практике переднюю часть трала сшивают отдельно от мешка и на судах их соединяют.

Известны разнообразные покрои сетной части трала, вызванные стремлением повысить эффективность лова, с учетом особенностей поведения объекта лова и условий внешней среды.

Наряду с традиционными сетными двухпластными тралами для увеличения площади устья трала применяют также канатные четырехпластные тралы (см. § 88). Четырехпластная передняя часть таких тралов иногда переходит в двухпластную. Донные канатные четырехпластные тралы имеют вертикальное раскрытие до 14—15 м.

Получают распространение также небольшие сдвоенные двухпластные тралы. Такие тралы имеют большее суммарное горизонтальное раскрытие при меньшем гидродинамическом сопротивлении по сравнению с одинарными тралами с аналогичным раскрытием.

 

 

 

Рис. 50. Посадка по гужу (а) и крыльям (б):
1 — верхняя подбора; 2 — посадочный трос;
3 — посадочная нитка; 4 — сетное полотно
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..