Траловые доски. При распорном
траловом лове применяют траловые доски, идущие под некоторым
углом к направлению движения трала. Результирующее действие
потока на доску характеризуется силой, перпендикулярной
плоскости доски. Эту силу можно разложить на силу сопротивления,
препятствующую движению трала, и распорную силу,
перпендикулярную направлению движения трала. Распорные силы двух
досок обеспечивают горизонтальное раскрытие трала.
Траловые доски характеризуются гидродинамическим качеством,
равным отношению их распорной силы к силе сопротивления. Силы и
их отношение зависят от площади и формы доски, условий ее
обтекания потоком (у дна, в толще воды), угла атаки доски.
Распорная сила траловых досок растет до углов атаки 25— 40°, а
затем уменьшается. Сила сопротивления досок на малых углах атаки
растет медленнее, так что максимальное значение
гидродинамического качества наблюдается на углах атаки 10— 15°.
Однако на таких углах мало абсолютное значение распорной силы.
Вот почему траловые доски работают обычно на углах атаки 25—40°,
лишь несколько меньших тех, при которых распорная сила доски
достигает максимального значения.
Среди досок для донных тралов широкое распространение получили
овальные трехщелевые доски (рис. 56). Они изготовлены из
листовой стали с набором профилированных крыльев и щитков,
образующих три щели. Низ доски утяжелен цельнолитым килем, что
придает доске устойчивость. Цельнолитой киль и верхняя коробка
приварены к крыльям и щиткам, образуя жесткую конструкцию.
Овальная форма доски обеспечивает ей хорошие условия обтекания и
проходимость. Щели повышают гидродинамические качества доски и
устойчивость ее хода. Щели имеют небольшой угол наклона для
создания углубляющей гидродинамической силы.
Все траловые доски имеют арматуру чаще в виде двух дуг и рымов.
К дугам крепят ваер— стальной трос для буксировки трала, а к
рымам — концы, идущие от трала (рис. 56)- Величина дуг,
размещение дуг и рымов определяют угол атаки траловой доски и в
значительной степени влияют на качество ее работы.
Для снятия нагрузок с траловых досок при их включении в траловую
систему при спуске трала и выключении при подъеме трала
применяют переходный конец. Схема включения-выключения траловых
досок на судах кормового траления показана на рис. 57.
К рымам траловой доски крепят отрезки каната, которые называют
лапками. Свободные концы лапок соединены
скобой со шкентелем, на другом конце
которого имеется гак. Гак связан с соединительными скобами для
подключения кабеля и переходного конца.
С другой стороны к дугам доски прикреплен шкентель траловой
доски с гаком на конце, который соединен с концом ваера и
переходным концом. Отключение доски сводится к отдаче гаков для
соединения с кабелем и ваером.
У тралов для бортового траулера звеном подключения к кабелю
вместо гака служит кольцо-восьмерка, сквозь которое пропущен
кабель со стопорным кольцом на конце. Во время буксировки трала
стопорное кольцо упирается в кольцо-восьмерку, обеспечивая таким
образом связь с доской. Схему включения-выключения доски можно
собрать из других конструктивных элементов.
Угол атаки траловой доски регулируют изменением положения точки
крепления лапок к доске. Например, в трехщелевой доске на рис.
56 предусмотрено три точки крепления лапок. Если лапки крепят в
I и II положениях, то доска работает на больших углах атаки и
имеет большее распорное усилие. В этих положениях лапки крепят
при лове донных рыб (тресковых, камбалы), когда необходимо иметь
большое горизонтальное раскрытие. При закреплении лапок в III
положении распорная сила меньше, трал имеет большее вертикальное
раскрытие и лучше облавливает придонные скопления.
Для нормальной работы трала и равномерного износа досок они
должны идти без крена и дифферента. Крен и дифферент устраняют
укорачиванием (удлинением) верхней или нижней лапки или
изменением точки крепления шкентеля ваера в отверстиях дуг.
Размеры траловых досок зависят в основном от размеров трала и
необходимой величины распорной силы. Обычно при донном траловом
лове используют траловые доски площадью от 2 до 6,5 м2.
Траловые доски часто выполняют правого и
левого хода, поэтому при приемке на судно необходимо учитывать
парность досок.