Пружинно-гидравлический амортизатор задней подвески мотоциклов Ява-250, Ява-350

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы "Ява" моделей 250, 353/04, 354/04, 559/02, 559/07 и 360/00. Руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 


 
Пружинно-гидравлический амортизатор задней подвески мотоциклов Ява-250, Ява-350


 
Общая   характеристика.   На   описываемых   моделях   мотоциклов   совместно   с   задней
качающейся   вилкой   установлены   два   пружинно-гидравлических   амортизатора.   Действие
гидравлического   демпфера   двустороннего   действия   совместно   с   цилиндрической   пружиной
обеспечивает хорошую двустороннюю работу амортизатора.
Рабочий ход пружинно-гидравлических амортизаторов составляет 6 мм, а за счет того, что
они   установлены   в   задней   качающейся   вилке   ближе   к   оси   вилки,   чем   ось   заднего   колеса,
обеспечивается рабочий ход заднего колеса около 100 мм.
Устройство. Пружинно-гидравлический амортизатор двустороннего действия состоит из
гидравлического   демпфера   и   цилиндрической   пружины,   расположенной   вокруг
гидравлического демпфера и, заключенной в два металлических кожуха (верхний и нижний) -
рис. 61.

Гидравлический демпфер является несущей конструкцией всего амортизатора. Состоит он
из корпуса 18 с рабочим цилиндром 11 и штока 26 с рабочим поршнем 10.
Шток в верхней части имеет приваренную вилку 1 для крепления амортизатора к раме
мотоцикла.   Затем,   следует   (считая   сверху)   упор   2   верхнего   кожуха,   резиновый   буфер   27,
смягчающий   удар   деталей   амортизатора   при   максимальном   сжатии,   резьбовая   гайка   25   с
резиновым   лабиринтным   сальником   24,   фасонная   шайба   5   и   пружина   6,   поджимающие
лабиринтный   сальник,   направляющая   втулка   23   тюка,   распорная   втулка   9,   являющаяся
одновременно направляющей верхнего клапана поршня, пружина 22 верхнего клапана поршня,
верхний клапан 21 поршня, поршень 10, нижний клапан 20 поршня, фасонная шайба и гайка 19,
которая закреплена на штоке.
Корпус гидравлического демпфера в верхней части имеет резьбу, в которую ввинчивается
резиновая пробка с лабиринтным резиновым сальником, предотвращающим утечку жидкости из
амортизатора   при   его   работе.   Утечка   жидкости   из   амортизатора   через   резьбу   проб   и
предотвращается резиновой прокладкой 7, которая зажимается между пробкой и направляющей
втулкой   штока.   К   нижней   части   корпуса   для   крепления   пружинно-гидравлического
амортизатора к задней качающейся вилке приварена вилка 16. На нижней же части корпуса
имеются две канавки 15 для стопорных сухарей 14, удерживающих пружинно-гидравлический
амортизатор в собранном (рабочем) состоянии.
Рабочий цилиндр 11 гидравлического демпфера помещается внутри корпуса. В верхнюю
часть   цилиндра   вставлена   направляющая   втулка   23   штока,   которая   снабжена   двумя
перепускными каналами. В нижней части цилиндра запрессован перепускной клапан 17.
Полость рабочего цилиндра заполнена амортизаторным маслом, которое также находится
в   нижней   части   корпуса   амортизатора.   Цилиндрическая   пружина   3   располагается   вокруг
корпуса и штока гидравлического демпфера и удерживается в рабочем положении вместе с
кожухами 4 и 12 двумя сухарями, выполненными в виде полуколец. Сухари вставляются в одну
из   двух   канавок,   имеющихся   в   нижней   части   корпуса   гидравлического   демпфера   и
удерживаются там силой пружины благодаря форме нижнею кожуха. Нижние витки пружины
опираются   на   упорное   кольцо,   установленное   внутри   нижнего   кожуха.   Упорное   кольцо
предохраняет нижний кожух от деформации.
В   верхней   части   нижнего   кожуха   установлено   пластиковое   кольцо   8.   При   работе
амортизатора   это   кольцо   направляет   движение   нижнего   кожуха   относительно   верхнего,
предотвращая трение кожухов друг  о друга, и  одновременно защищая  внутреннюю  полость
амортиза ора от попадания в нее грязи.
Верхний   кожух   прижимается   к   упору,   установленному   на   штоке   гидравлического
демпфера, и фиксируется в этом положении (так же, как и нижний кожух) силой пружины.
К раме и к качающейся вилке амортизатор крепится болтами через резино-металлические
втулки. Втулки смягчают толчки, получаемые рамой при максимальном ходе амортизаторов, и,
кроме того, компенсируют небольшие перекосы, появляющиеся в узлах крепления при работе
задней подвески.
Детали пружинно-гидравлического амортизатора приведены на рис. 62.


 

 

 

 

 

Рис. 61. Разрез пружинного-гидравлического амортизатора задней подвески:
1 - вилка штока; 2 - упор верхнего кожуха; 3 - пружина; 4 - верхний кожух; 5 - шайба
сальника;   6   -   пружина   лабиринтною   сальника;   7   –   резиновое   уплотнение;   8   -   пластиковое 
кольцо; 9 - распорная втулка; 10 - поршень; 11 - рабочий цилиндр гидравлическог демпфера; 12 
- нижний кожух; 13 – упорное кольцо пружины; 14 - сухарь; 15 - установочные канавки и
корпусе;   16   –   вилка   корпуса;   17   -   нижний   клапан   цилиндра;   18   -   корпус   гидравлического
амортизатора; 19 - гайка поршня; 20 - нижний клапан; 21 - верхни клапан; 22 - пружина 
верхнего   клапана;   23   -  направляющая   вилка   штока;   24  –   лабиринтный   сальник;   25  -   гайка
сальника; 26 - шток; 27 - резиновый буфер.

 

 

 


Рис. 62. Детали пружинно-гидравлического амортизатора задней подвески:
1   -   шток   с   вилкой   крепления   амортизатора   к   раме   мотоцикла;   2   -   гидравлический
цилиндр; 3 - клапан цилиндра: 4 - верхний кожух; 5 - пружина; 6 - упорное кольцо; 7 - нижний 
кожух;   8   -   пластиковое   направляющее   кольцо;   9   -   сухари:   10   -   наружный   корпус 
гидравлического   амортизатора;   11   –   фасонная   шайба;   12   -   гайка;   13   -   нижний   клапан 
гидравлического амортизатора;  14 -  поршень гидравлического амортизатора;  15 -  верхний
клапан; 16 – пружина верхнею клапана: 17 - распорная втулка; 18 - втулка: 19 - резиновая 
прокладка: 20  - пружина  лабиринтного  сальника;  21 -  фасонная  шайба; 22  - лабиринтный 
сальник; 23 - резьбовая пробка; 24 - резиновый буфер; 25 – упор верхнего кожуха.



 

 

 

 
 
Регулировка   установочного   усилия   пружины   амортизатора.   Регулировка
установочного   усилия   пружины   амортизатора   осуществляется   перестановкой   стопорных
сухарей в нижнюю или верхнюю канавку на наружном корпусе гидравлического амортизатора.
Обычно стопорные сухари устанавливаются в нижнюю канавку. При установке стопорных
сухарей в верхнюю канавку установочное усиление пружины увеличивается.
Профилактическое   обслуживание.   Профилактическое   обслуживание   пружинно-
гидравлических   амортизаторов   заключается   в   периодической   проверке   затяжки   болтов,
крепящих   их   к   раме   и   к   качающейся   вилке,   очистке   и   смазке   пружин   и   замене   масла   в
гидравлическом дампфере (амортизаторе).
Очистка и смазка пружин и внутренних поверхностей кожухов производится минимально
один раз в сезон. Для этого необходимо выполнить неполную разборку амортизаторов (пп.1-3,
см. ниже).
Пружины   и   внутреннюю   поверхность   кожухов   следует   смазывать   смазкой   1-13   или
солидолом.
Замена   жидкости   в   гидравлическом   амортизаторе   производится   через   15-20   тыс.   км
пробега при эксплуатации мотоцикла по дорогам с хорошим покрытием и через 10 тыс. км
пробега при эксплуатации по проселочным дорогам. Жидкость для заправки гидравлических




   





 
амортизаторов задней качающейся вилки должна быть той же или несколько меньшей вязкости,
что и для гидравлических амортизаторов передней вилки.
Для замены жидкости в гидравлическом амортизаторе необходимо проделать следующее.
1. Снять амортизаторы с мотоцикла.
2. Приложив усилие к нижнему кожуху, сжать пружину и вынуть освободившиеся сухари
(см. рис. 61).
3. Разъединить освободившиеся кожухи, пружину и гидравлический амортизатор.
4. Закрепив гидравлический цилиндр за вилку 16 в тисках, вывернуть гайку 25 сальника.
5. Осторожно, чтобы не повредить резиновое уплотнение 7 под гайкой, потянуть за шток
26 и вынуть из корпуса 18 гидравлический цилиндр 11.
6. Вынуть шток 26 с направляющей втулкой 23 и поршнем 10 из рабочего цилиндра 11.
Обычно   это   удается   сделать   руками,   удерживая   цилиндр   в   одной
руке,   а   другой   вытягивая   шток   с   поршнем.   Если   из-за   плотной   посадки
направляющей   втулки   23   поршень   не   удастся   вынуть   из   цилиндра,   конец   штока
следует   зажать   за   вилку   1   в   тисках   (цилиндр   и   шток   зажимать   в   тисках   нельзя)
и двумя руками снять рабочий цилиндр.
7. Промыть все детали амортизатора в бензине и просушить.
8. Закрепить вилку 16 корпуса амортизатора в тисках, вставить рабочий цилиндр в корпус
и   залить   по   25   см3   жидкости   в   рабочий   (гидравлический)   цилиндр   и   корпус
амортизатора.
9. Не   вынимая   рабочего   цилиндра   из   наружного   корпуса,   установить   направляющую
втулку 23 в рабочий цилиндр.
10. Осторожно заправить резиновое уплотнение 7 в кольцевую канавку, образовавшуюся
между стенкой корпуса и буртиком втулки 23. Это можно сделать маленькой отверткой
(но не острой).
11. Только убедившись в правильной посадке резинового уплотнения 7, плотно завернуть
гайку 25 сальника.
12. Собрать пружинно-гидравлический амортизатора, предварительно очистив внутренние
поверхности   кожухов   и   пружину   от   ржавчины   и   грязи   и   обильно
смазав   их   консистентной   смазкой.   Сборку   амортизатора   следует   производить   с
выдвинутым штоком в порядке, обратном сборке. При установке сухарей надо помнить
о том, что сошлифованная коническая поверхность должна быть обращена наружу и
вверх.
 
Неисправности   пружинно-гидравлических   амортизаторов.   Во   время   эксплуатации
мотоцикла не следует допускать езды со стуком в задней подвеске, так как это сигнализирует
либо о ненормальном режиме двигателя, либо о неполадках в работе пружинно-гидравлических
амортизаторов.
Очень часто даже у новых мотоциклов можно видеть потертые нижние кожухи задних
амортизаторов, что происходит в результате выскакивания пластикового направляющего кольца
из гнезда нижнего кожуха. Без направляющего кольца кожухи трутся друг о друга и с учат при
езде.
Металлические   стуки   и   скрежет   в   заднем   амортизаторе   могут   быть   и   другого
происхождения:   стучат   кожухи   о   пружину   при   недостатке   смазки   на   них,   может   стучать   и
гидравлический   амортизатор,   если   в   нем   недостаточно   жидкости.   Утечка   из   амортизатора
жидкости через резьбу гайки 25 сальника гидравлического цилиндра или через лабиринтный
сальник   24   (см.   рис.   61)   является   основной   неисправностью,   вызывающей   стуки   в
гидравлическом амортизаторе.
Утечки жидкости из амортизатора обнаруживается при внешнем осмотре амортизатора по
подтекам внизу наружного корпуса гидравлическою цилиндра (под сухарями). Утечка жидкости
из амортизатора нарушает его нормальную работу и может привести к поломке пружины.
Поэтому   при   обнаружении   утечки   жидкости   амортизатор   нужно   снять   с   мотоцикла   и
устранить неисправность. Одновременно следует произвести замену жидкости, причем сразу в



 
обоих  амортизаторах   (независимо   от   состояния   второго   амортизатора).  При   наличии   утечки
жидкости в первую очередь следует проверить затяжку гайки 25 сальника: если гайка легко
поворачивается, то утечка, вероятно, была через резьбу. В этом случае, чтобы ликвидировать
утечку, бывает достаточно затянуть гайку 25 на корпусе амортизатора.
Если утечка жидкости происходит через резиновый лабиринтный сальник 24 штока, то для
устранения   этою   дефекта   нужно   заменить   лабиринтный   сальник   24   и   произвести   при   этом
полную разборку амортизатора. Как привило, износ лабиринтного сальника при нормальной
эксплуатации   свидетельствует   об   общем   износе   амортизатора.   Поэтому   при   обнаружении
утечки жидкости через лабиринтное уплотнение возможно потребуется замена ряда деталей или
всего пружинно-гидравлического амортизатора в сборе.
Поломки пружин в амортизаторах задней подвески случаются, как правило, от неумелого
вождения мотоцикла по плохим дорогам, да еще и значительно перегруженного.
Проверка   работы   гидравлического   амортизатора.   Для   того   чтобы   проверить   работу
гидравлического амортизатора, нужно проделать следующее.




Вдвинуть   шток   в   гидравлический   цилиндр   амортизатора.   У   исправного   и
нормально работающего амортизатора при медленном движении не должно быть
заметного   сопротивления,   а   при   попытке   резкого   перемещения   должно
ощущаться небольшое сопротивление.
  Выдвинуть шток амортизатора. При этом у исправного амортизатора должно
ощущаться заметное сопротивление.
 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..