Демонтаж и монтаж шин мотоциклов Ява-250, Ява-350

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы "Ява" моделей 250, 353/04, 354/04, 559/02, 559/07 и 360/00. Руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Демонтаж и монтаж шин мотоциклов Ява-250, Ява-350

 

   Для   извлечения   камеры   из   покрышки   или   замены
покрышки необходимо проделать следующее.




Отвернуть колпачок вентиля. Очистить его от налипшей сверху грязи и удалить
грязь из шлица. Колпачком вывернуть золотник из вентиля камеры, даже если
воздух был выпушен в результате прокола.
Отвернуть гайку, крепящую вентиль камеры к ободу колеса.
Положить   колесо   (защитным   кожухом   ступицы   вверх)   на   чисто   ровную
поверхность,  а если  приходится  производить демонтаж  в  дороге, под  ступицу
колеса следует подстелить тряпку, чтобы песок не попал в подшипники.
 
 



Наступив ногами на край покрышки, диаметрально противоположной вентилю,
продавить покрышку в углубление обода (рис. 69). Утапливание борта покрышки
в   обод   -   очень   важная   операция   и   нею   не   следует   пренебрегать.   Не   давая
покрышке выйти из углубления, монтажными лопатками осторожно перетянуть
борт   покрышки   через   край   обода.   Затем,   переставляя   монтажные   лопатки,
перетянуть орт крышки через обод по всей его окружности.
Просунуть   одну   руку   внутрь   покрышки   и,   помогая   другой   рукой,
протолкнуть вентиль камеры внутрь покрышки и извлечь камеру.
Если   причиной   демонтажа   шины   был   прокол   камеры,   осторожно,   чтобы   не
поранить   руку,   тщательно   обследовать   внутреннюю   поверхность   покрышки   и
удалить   предмет,   проколовший   камеру.   Если   причиной   демонтажа   шины
является
замена   изношенной   или   поврежденной   покрышки,   то   с   помощью   монтажных
лопаток перетянуть часть второго борта покрышки через обод, а затем руками
снять покрышку с обода.
 
 
 



(пунктиром показано кратчайшее расстояние между бортами крышки)
 
Монтаж шин необходимо производить в следующем порядке:



Припудрить   внутреннюю   поверхность   покрышки   тальком   и,   если   покрышка
была снята, надеть ее одним бортом на обод.
Вложить   камеру,   тоже   припудренную   тальком,   внутрь   покрышки   так,   чтобы
вентиль камеры   встал  против   предназначенных  для  него  отверстий  в   ободной
ленте и ободе.
Протолкнуть   вентиль   в   отверстие   и   навинтить   гайку   вентиля   на   два-три
оборота.
Завернуть   золотник   в   вентиль   камеры   и   подкачать   камеру   с   тем,   чтобы
складки,   образовавшиеся   при   ее   заправке   в   покрышку,   расправились.   При
необходимости   камеру   можно   расправить   рукой   и   затем   частично   выпустить
воздух, оставив камеру под небольшим давлением, чтобы не защемить ее между
ободом и монтажной лопаткой при монтаже покрышки.
Смонтировать   на   обод   второй   борт   покрышки.   Монтаж   нужно   начинать   с
места,   диаметрально   противоположного   вентилю   камеры.   Чтобы   не   повредить
камеру   монтажными   лопатками   при   окончательной   посадке   второго   болта
покрышки на обод, следует соблюдать особую осторожность. Монтаж покрышки
на   обод   можно   производить   и   без   помощи   монтажных   лопаток,   но   для   этого
нужен   опыт.   При   монтаже   покрышки   лопатками   необходимо   следить,   чтобы
случайно не зажать камеру между ободом и лопаткой и не повредить ее, так как
тогда всю работу придется начать сначала и вдобавок к этому потребуется ремонт
или замена камеры.
Окончательно   смонтировав   покрышку   на   обод,   накачать   камеру   до   давления,
несколько   превышающего   нормальное,   затянуть   гайку   до   вентиля,   затем
выпустить весь воздух из камеры  и вновь накачать до нормального давления.
Это нужно сделать для того, чтобы камера хорошо (без складок) расположилась
внутри   покрышки,   а   покрышка   заняла   свое   место   на   ободе   колеса.
 
 


 
Неисправности шин. Наиболее частой неисправностью шин является утечка воздуха из
камеры. Случается это всегда неожиданно, и потому особенно неприятно.
Причины утечки воздуха могут быть следующие:


 Повреждение камеры в результате наезда на острые предметы, которые могут
воткнуться в шину или разрезать ее.
Протирание   камеры   отслоившимися   нитями   корда   или   посторонними
предметами, попавшими при небрежном монтаже между покрышкой и камерой.
Если   водитель   не   следит   за   давлением   в   шинах   и   эксплуатирует   их   при
пониженном   давлении,   то   происходит   отслоение   внутренних   нитей   корда   от
покрышки. Во время движения мотоцикла происходит небольшое перемещение
камеры относительно стенок покрышки. Это передвижение вызывает протирание
камеры отслоившимися нитями корда вплоть до образования отверстий в ней.
Под   небрежным   монтажом   нужно   понимать   не   нарушение   техники   монтажа,
когда камеру прорывают монтажной лопаткой. Здесь имеется в виду нарушение
"гигиенических"   требований   при   монтаже   особенно   часто   мотоциклисты
совершают это при замене камер в дороге. Если монтаж шины ведется на грязном
месте, то в покрышку всегда попадают песчинки и другие предметы, которые
потом протирают камеру. Кроме того, при монтаже шин на грязном месте! песок
и   пыль   всегда   попадают   в   подшипники   ступицы,   что   также   не   способствует
улучшению условий работы подшипника. Из-за кажущейся экономии времени
при демонтаже и монтаже грязных покрышек на первом попавшемся месте очень
скоро придется повторить эту операцию.
Протирание плохо смонтированной камеры (камера смонтирована в покрышке
со складками) в месте образования складки.
Вырывание   вентиля   из   камеры.   Это   происходит   при   злоупотреблении   резким
торможением и ускорением мотоцикла, особенно если давление воздуха в шине
ниже нормального. Резкое торможение и злоупотребление мощностью двигателя
(кроме   чрезмерного   износа   протектора   покрышки)   вызывает   проворачивание
покрышки на ободе (особенно, если шина слабо накачана). При, проворачивании
покрышка увлекает за собой камеру, которая зафиксирована вентилем в ободе, и
в результате может произойти вырывание вентиля из камеры. Если же этого и не
произойдет, то на камере почти всегда образуются складки, в месте образования
которых она очень быстро протирается.
Слабая   затяжка   гайки   крепления   вентиля   в   камере.   Это   вызывает   утечку
воздуха из-под вентиля. Утечку воздуха из-под гайки вентиля можно обнаружить
только   после   погружения   этой   части   камеры   в   воду   (можно,   не   снимая
покрышки, опустить  колесо в  воду).  Но  обычно,  если  при  монтаже  камеры  в
покрышку гайка была проверена и затянута, самопроизвольного отвинчивания ее
в процессе эксплуатации не происходит.
Неисправности золотника. К ним относятся следующие:
1) золотник слабо завернут или повреждена уплотняющая резинка;
2) попадание песка между уплотняющей резинкой золотника и гнездом вентиля;
3) повреждение клапана золотника, например при попадании масла из насоса
на резинку клапана;
4) согнуты "крылышки" золотника.
Утечка   воздуха   из   вентиля   из-за   неисправности   золотника   обнаруживается   по
пузырькам,   выходящим   из   намоченного   вентиля,   а   неисправности   золотника
определяются при его осмотре после вывертывания из вентиля. В этом случае
выход воздуха ликвидируется заворачиванием золотника или его заменой.
Повреждение камеры при неумелом монтаже. Защемление и разрыв камеры или
ее   протыкание   во   время   монтажа   происходят   при   грубом   монтаже   или   при
применении для монтажа неисправных лопаток (с зазубринами). Кроме утечки
воздуха из шины в практике эксплуатации встречаются случаи разрыва троса в
 






борту покрышки, что происходит при применении чрезмерных усилий во время
монтажа покрышки на обод. Обычно это может произойти, если для монтажа
применять длинные автомобильные лопатки. За счет увеличения плеча рычага
величивается   сила,   приложенная   к   борту   покрышки,   а   следовательно,   и
к   тросу,   и   он   лопается.   На   несмонтированной   покрышке   разрыв   троса
определяется   наличием   похрустывания   в   борту   при   его   изгибании   руками,   а
также уменьшением жесткости борта в месте разрыва троса. Езда на покрышке с
лопнувшим   бортовым   тросом   недопустима,   так   как   может   вызвать   серьезную
аварию.   Разрыв   троса   вызывает   соскакивание   борта   покрышки   с   обода
("разбортовка") во время движения.
 
Неисправности   колес.   При   снятой   покрышке   легко   обнаруживаются   и   устраняются
неисправности колес. Наиболее вероятными и часто встречающимися неисправностями колес
бывают:
1) искривления обода;
2) износ сальников;
3) износ подшипников;
4) увеличение диаметра посадочного гнезда подшипника в ступице;
5) затрудненное вращение колес.
 
Искривление обода бывает осевое - восьмерка, и радиальное - овал (эллипс). На ободе
могут   быть   и   различного   рода   вмятины.   Любые   деформации   обода   возникают   в   результате
сильного   удара   колеса   о   неровности   дороги   или   при   наезде   на   препятствия.
Плавные   восьмерки   и   овалы   ободьев   образуются   иногда   из-за   неравномерного   ослабления
натяжения спиц в результате проседания по месту ниппеля в ободе и головки спицы в ступице, а
также вследствие усталостных деформаций самих спиц.
Плавную восьмерку и овал ликвидируют перетяжкой спиц, а вмятины - рихтовкой обода.
После   ликвидации   восьмерки   или   овала   концы   спиц,   выступающие   над   ниппелями,
необходимо   спилить   заподлицо   с   ниппелем.   При   устранении   деформаций   обода   следует
учитывать, что биение обода в осевом направлении (восьмерка) не должно быть более 3 мм, а в
радиальном (овал) - более 2 мм. Износ  сальников и  подшипников в  процессе  эксплуатации
мотоцикла   естественен   и   неизбежен.   Он   ускоряется   в   результате   недостаточного   ухода.
Износ сальников определяется по появлению смазки на закрывающем ступицу диске и внутри
тормозного   барабана.   Характерное   место   износа   фетрового   сальника   показано   на   рис.   70.
Изношенные сальники надо заменить.
 
 
 
Износ   подшипников   определяется   по   свободному   перемещению   колеса   в   осевом
направлении и по стуку в подшипнике. Для проверки состояния подшипников колеса мотоцикл
нужно установить на подставку и, взяв колесо двумя руками с диаметрально противоположных
сторон, покачать ею из стороны в сторону (рис. 71).


 

 
Если   свободное   перемещение   обода   не   превышает   1   мм,   колесо   можно   считать   еще
пригодным к эксплуатации. При перемещении обода свыше 1 мм в подшипниках появляется
стук;  в  этом  случае  их  нужно  заменить.  Трение  ступицы  колеса  у нового  мотоцикла  также
является сигналом об износе подшипников. Затрудненное вращение колес у нового мотоцикла
происходит   из-за  трения  фетрового  сальника  о  распорную   втулку  и  исчезает   после  пробега
мотоциклом 1500-2000 км.
У   мотоцикла   с   большим   пробегом   плохое   вращение   колес   происходит   при   недостатке
смазки в подшипниках или если смазка старая (загрязненная и загустевшая).
Износ   посадочного   гнезда   подшипника   в   ступице   вызывает   проворачивание   наружной
обоймы   подшипника   в   ступице.   Это   происходит   особенно   у   колес   старой   модели   после
многократной   выпрессовки   и   запрессовки   подшипников.   Не   устраненное   своевременно
незначительное проворачивание подшипника в гнезде ступицы приводит к большому износу
гнезда.
Небольшое   увеличение   диаметра   посадочного   гнезда   можно   компенсировать
хромировкой наружной обоймы подшипника. Если этого сделать не удается, ступицу следует
заменить.

 

 

 



Седло и прочие детали ходовой части мотоциклов Ява-250, Ява-350


 
Устройство   седла.  Основание   седла   стальное,   штампованное.   В   передней   его   части
припаены две шпильки (М6) для крепления вилки, при помощи которой передняя часть седла
фиксируется на раме мотоцикла. Сзади к основанию седла приварены два крючка, которым
осуществляется соединение задней части седла с подседельным основанием мотоцикла.
Подушка седла сделана из пористой резины и обтянута чехлом из кожзаменителя. Чехол
фиксируется на основании седла специальными стальными зажимами.
Грязевые   щитки,   детали   облицовки   рамы,   ящики   для   аккумуляторной   батареи   и
инструмента,   подножки   водителя   и   пассажира.   Эти   детали   просты   по   своей   конструкции   и
специального пояснения не требуют.
В процессе эксплуатации необходимо систематически следить за состоянием крепежных
узлов и деталей, иначе они будут дребезжать на ходу, что неприятно само по себе и ни в коей
мере не способствует их долговечности, кроме того, мешает прослушивать работ более важных
агрегатов (двигателя, подвески) мотоцикла.
Петли   ящиков   следует   периодически,   но   не   менее   одного   раза   в   сезон,   смазывать
несколькими каплями масла, применяемого для двигателя.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..