Устройство. Рама (рис. 58) служит для соединения всех узлов и агрегатов
мотоцикла. Рама
- трубчатая, закрытого типа, одинарная; сварена из стальных
труб прямоугольного сечения.
Рамы мотоциклов моделей 250 и 350 см3 одинаковы.
К раме приварены кронштейны крепления верхних узлов
подвески заднего колеса,
глушителей, трубок подножек водителя, подножек пассажира, ящиков
(инструментального и
аккумуляторного), седла, гнезда оси задней качающейся вилки, две
пластины крепления задней
части картера силового агрегата и ряд других мелких деталей.
Устройство. Задняя качающаяся вилка (рис. 59) состоит из двух перьев,
соединенных в
передней части. Она работает совместно с двумя пружинно-гидравлическими
амортизаторами,
которые обеспечивают ход заднего колеса около 100 мм.
В передней части качающейся вилки запрессованы две втулки 2 и 3 вместе с
защитными
стальными чашка 1 и 4 сальников.
С рамой задняя качающаяся вилка соединяется при помощи
полой оси (пальца) 6,
проходящей через втулки.
Полая ось 6 (рис. 60) задней качающейся вилки установлена с небольшим
натягом в гнездо
на раме 5 и закреплена от проворачивания винтом 16 с
контргайкой 15. Конец винта при
завинчивании входит в специальное углубление на оси.
Ось и втулки задней качающейся вилки автоматически смазываются маслом из
коробки
передач по специальному маслопроводу. Масло по маслопроводу из коробки
передач поступает
вначале в полость 7 грибка 4, которые имеет два
резиновых тороидальных сальника и 10,
крышку 11 и гайку 13 с контргайкой 12, а затем в полость оси и через
отверстия, соединяющие
внутреннюю полость с наружной поверхностью оси с втулками вилки.
Шляпка гриба и крышка вместе с резиновыми сальниками и гайками только
закрывают
внутреннюю полость оси задней вилки. Никакого отношения к люфтам в
задней качающейся
вилке они не имеют. Чрезмерная затяжка гаек 12 и 13 приводит к обрыву
трубки грибка.
В задней части перьев качающейся вилки имеются
продольные пазы для оси заднего
колеса. Для фиксации оси заднего колеса (кроме гайки) имеются
специальные оттяжки 9 (рис.
59), которые укреплены на вилке в специально приваренных
проушинах. Фиксируется
положение оттяжек в проушинах двумя гайками 10.
Для закрепления нижних проушин пружинно-гидравлических
амортизаторов к задней
части перьев качающейся вилки приварены втулки. Соединение
амортизаторов с вилкой
осуществляется через резино-металлические блоки 8 и 11,
вставленные во втулки вилки.
Аналогичные резино-металлические блоки установлены в кронштейнах рамы
мотоцикла для
крепления верхних проушин амортизаторов.
Неисправности задней качающейся вилки. Со временем, даже при условии
нормальной
эксплуатации, увеличиваются зазоры между осью и втулками задней
качающейся вилки. Как
правило, из строя выходят втулки, которые легко
заменяются новыми после снятия задней
качающейся вилки с рамы. Одновременно с износом втулок
обычно происходит износ
сальников, и в результате - протекание масла из соединения вилки с рамой
мотоцикла.
Для определения износа в узле палец - втулка мотоцикл нужно поставить на
подставку и
рукой двигать заднюю вилку в горизонтальной плоскости к
себе и от себя. Если люфт
(свободный ход) на концах перьев вилки превышает 3 мм, то вилку следует
разобрать. осле
разборки необходимо осмотреть ось и втулки. Изношенные детали следует
заменить.
Определять износ в узле палец - втулка лучше не снимая заднего колеса,
иначе упругую
деформацию пера вилки можно ошибочно принять за люфт. Во время движения
мотоцикла
люфт во втулках задней вилки дает о себе знать при
езде по булыжной дороге. Создается
впечатление, что произошел прокол шины. Управлять мотоциклом становится
трудно.