Рулевой механизм мотоциклов Ява-250, Ява-350

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы "Ява" моделей 250, 353/04, 354/04, 559/02, 559/07 и 360/00. Руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 
8. Механизмы управления
 
 
 
Рулевой механизм мотоциклов Ява-250, Ява-350

 
Устройство. К рулевому механизму относятся руль и детали передней вилки, при помощи
которых осуществляется связь передней вилки с рулевой головкой рамы мотоцикла.
Основными деталями рулевого механизма (рис. 72) следует считать трубу 7 руля, рулевую
головку 15 рамы с подшипниками, верхний мостик 5 и нижний мостик 3, соединенный сваркой
со стержнем 10 рулевой колонки передней пилки. Гайки 11 и 13, стопорная шайб 12 фиксируют
стержень 10 в рулевой головке рамы.
 

 
 



 
Обычно этот узел называют рулевой колонкой. Руль крепится к верхнему мостику пилки
двумя   разъемными   хомутами   6   при   помощи   четырех   болтов   8.   У   мотоциклов   с   коляской
"Велорекс" имеется демпфер руля. Он монтируется на нижнем мостике передней вилки. Детали
демпфера изображены на рис. 73.
Профилактическое   обслуживание.  В   процессе   эксплуатации   необходимо   следить   за
состоянием   узлов   крепления   рулевого   механизма   и   немедленно   подтягивать   ослабевшие
соединения. Особенно это относится к болтам 8 (см. рис. 72), крепящим руль в верхнем мосте.
Руль должен плавно поворачиваться от упора до упора без заедания, а в рулевой колонке
не   должно   быть   стуков.   Если   появляются   стуки   в   подшипниках   колонки,   то   необходимо
специальным ключом (см, рис. 79) затянуть гайку 13 чашки подшипника (см. рис. 72) рулевой
колонки. При этом следует помнить, что чрезмерная затяжка гайки может вызывать увеличение
усилия для поворота руля, что весьма неблагоприятно отразится на управляемости мотоцикла-
одиночки. О том, как затягивать подшипники рулевой колонки, см. далее.


 
 
 
Предварительно надо ключом 41 мм отвернуть гайку оси рулевой колонки и обязательно
ослабить затяжку болтов, фиксирующих перья вилки в нижнем мостике.
После окончания регулировки подшипников рулевой колонки затягивать гайки стяжных
болтов нижнего мостика следует и порядке, описанном далее. Замена смазки и подшипниках
рулевой   колонки   через   8000   км   пробега,   как   рекомендует   завод-изготовитель,   вряд   ли
технически   оправдана.   Коли   сравнить   условия   работы   подшипников   рулевой   колонки   и
подшипников колеса (замена смазки в которых предусмотрена тоже через 8000 км), то станет
ясно,   что   замена   смазки   в   рулевой   колонке   требуется   через   значительно   больший   срок.   На
практике   рулевую   колонку   разбирают   для   смазки   один   раз   в   два-три   сезона   независимо   от
пробега   мотоцикла.   Смазка   подшипников   рулевой   колонки   производится   консистентной
смазкой после снятия верхнею мостика с рулем и ослабления гайки верхней чашки подшипника.
Полная разборка рулевой колонки описана далее.
Неисправности   рулевого   механизма.   К   числу   наиболее   распространенных
неисправностей рулевого механизма относятся следующие:




Ослабление затяжки болтов, крепящих руль к верхнему мостику. При езде по
пересеченной   местности   или   по   плохой   дороге,   когда   к   концам   руля
прикладываются большие усилия, руль может внезапно "провалиться" вниз если
он плохо скреплен. Когда мотоцикл стоит, ослабление крепления руля: можно
определить, если энергично подергать за руль вверх-вниз. Изменение положения
руля   будет   свидетельствовать   об   ослаблении   затяжки   крепежа   на   верхнем
мостике   вилки.   Этот   дефект   устраняется   после   снятия   верхнего   кож   ха   фары
затяжкой четырех болтов, крепящих хомуты руля.
Плохая   работа   рулевого   демпфера   у   мотоцикла   с   коляской,   вызванная
загрязнением   фрикционных   шайб.   Рулевой   демпфер   должен   даже   при   слабой
затяжке   уменьшать   произвольные   колебания   руля   при   езде   по   плохой   дороге.
Если нормальная затяжка не обеспечивает нужной устойчивости руля, демпфер
нужно разобрать и очистить от грязи его диски, промыв их в бензине.
Люфт   и   стук   в   подшипниках   рулевой   колонки.   Этот   дефект,   как   правило,
появляется только после довольно длительной эксплуатации мотоцикла. Люфт в
подшипниках   рулевой   колонки   можно   определить   следующим   образом.
Мотоцикл   установить   на   подставку   так,   чтобы   переднее   колесо   висело   в
воздухе. Затем, держась руками за  руль, резко покачать ось руленой колонки.
Если в подшипниках рулевой колонки имеется люфт, то при этом будет слышен

стук.   Люфт   обнаруживается   легче   если   сняты   перья   вилки.   Иногда   в
подшипниках   рулевой   колонки   при   поворачивании   прослушивается   хруст   или
поворот руля происходит с еле заметной фиксацией в лунках, появившихся на
обоймах   подшипников   от   износа.   В   этом   случае   следует   разобрать   рулевую
колонку и заменить подшипники.





 
Рис. 72. Разрез рулевой колонки:
1 - кожух пера вилки; 2 - резиновая прокладка; 3 и 5 - нижний и верхний мостик; 4 - 
воздушный клапан; 6 - хомут крепления трубы руля; 7 – трубы руля; 8 - болты крепления; 9 - 
чашка подшипника; 10 - стержень рулевой колонки; 11 - гайка; 12 - стопорная шайба; 13 -
гайка   чашки   подшипника;   14   -   чашка   подшипника;   15   -   рулевая   головка   рамы;   16   -   рама
мотоцикла; 17 – упор демпфера руля; 18 и 19 - чашки подшипника; 20 - стяжной болт.

 

 


Рис. 73. Детали демпфера рулевой колонки:
1 - стальные пластины; 2 - стальная пластина с упором; 3 и 7 – фрикционные диски; 4 - 
болт крепления; 5 - пружинная шайба; 6 - корпус (основание) демпфера; 8 - резиновый диск; 9 -  шплинт; 10 - регулировочный болт.





 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..