Типы паровых котлов на судне

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Глава 5 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ПАРОВЫХ КОТЛОВ


5.1. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И УТИЛИЗАЦИОННЫЕ ПАРОВЫЕ КОТЛЫ

5.1.1. Типы паровых котлов на судне


Вспомогательные и утилизационные котлы устанавливают на всех транспортных и добывающих судах. Их размеры, количество и параметры пара зависят от назначения судна и типа СЭУ. Производительность утилизационных котлов, достигнутая на ходовых режимах, является достаточной для многих типов судов флота рыбной промышленности.

За последние годы нашли применение комбинированные системы получения пара, предусматривающие совместную работу вспомогательных и утилизационных котлов на одну паровую магистраль. В табл. 5.1 и 5.2 приведены основные теплотехнические параметры вспомогательных и утилизационных котлов, работающих на жидком топливе.

Котлы водотрубные вспомогательные автоматизированные (КВВА). Это двухколлекторные однопроточные котлы нормализованного ряда с паропроизводительностью (1 ... 12) -103 кг/ч и рабочим давлением пара 0,5 ... 2,8 МПа. Температура пара при наличии пароперегревателя достигает 345 °С.

Котлы агрегатированные, водотрубные (КАВ). Это полностью автоматизированные агрегаты, рассчитанные на эксплуатацию без постоянной вахты. Их паропроизводительность составляет (1,6 ... 6,3) * 103 кг/ч при давлении пара 0,7 МПа и (10... 16) • 103 кг/ч при давлении пара 1,57 МПа.

Котлы водотрубные автоматизированные (КВА). Используются на судах с малым расходом пара, выпускаются нескольких типоразмеров паропроизводительностью от 500 до 1000 кг/ч, компактны по конструкции и представляют собой полностью автоматизированный агрегат при без-вахтенном обслуживании (рис. 5.1).

Огнетрубно-водотрубные котлы типа VX (рис. 5.2). Имеют высокую степень автоматизации, обеспечивающую безвахтенное обслуживание. Верхний корпус котла свободно укреплен на водогрейных трубах, что практически исключает возникновение повреждений и течи в сварных соединениях с трубными досками при термическом удлинении труб. КПД котлов типа VX из-за отсутствия хвостовых поверхностей нагрева не превышает 82 %. Основным преимуществом их является простота устройства и высокая надежность в работе.

Двухконтурные котлы. На промысловых судах с рыбомучными установками, где возможно загрязнение конденсата граксой, а также на портовых буксирах и танкерах целесообразно применение двухконтурных котлов (рис. 5.3). Первый контур такого котла представляет собой обычный водотрубный 2- или 3-коллектор-ный котел с замкнутой системой естественной циркуляции чистой дистиллированной воды. Поверхность нагрева первого контура со стороны воды не подвержена каким-либо загрязнениям. Практически исключена необходимость продувки контура, поэтому пополнение его водой не требуется.

Насыщенный пар, выработанный I——i

первым контуром, по трубам 5 поступает в петлевой испаритель 4, размещенный в пароводяном коллекторе 3, и отдает свою теплоту воде второго контура; превратившись в конденсат, стекает по трубам 7 в водяной коллектор 10. Питательная вода подается в пароводяной коллектор 3, испаряется и превращается во вторичный пар, который поступает к потребителям. Давление в пароводяном коллекторе 6 первого контура в 2-3 раза выше, чем в коллекторе 3 второго контура. За счет этого разность температур первичного (греющего) и вторичного (рабочего) пара составляет примерно 50 °С. Образующиеся во втором контуре шлам и накипные отложения удаляются продувкой. По мере загрязнения наружных поверхностей испаритель 4 вынимают для очистки.

Особенностью двухконтурного котла является его высокая надежность даже при резком ухудшении качества питательной воды, нарушении режима питания или упуске воды из второго контура. Двухконтурные котлы, оборудованные пароперегревателями и воздухоподогревателями, имеют сравнительно высокий КПД (82 ... 84 %). Па-ропроизводительность их достигает 14 ООО кг/ч.

Утилизационные котлы. Наибольшее распространение на дизельных судах нашли водотрубные утилизационные котлы с принудительной циркуляцией типа КУП отечественной постройки и типа Ла Монт зарубежной. Котлы имеют только парообразующую поверхность нагрева. Выпускаются паропроизводительностью 175 ... 3000 кг/ч и имеют площадь поверхности нагрева 15 ... 300 м2. Утилизационные котлы могут быть оборудованы паросборником. При отсутствии последнего роль паросборника выполняет пароводяной коллектор вспомогательного котла (рис. 5.4). В соответствии со схемой, представленной на рис. 5.4, установлен утилизационный котел LA 704-0ЦПНР) на БМРТ типа „Иван Бочков” проекта В-408,в качестве вспомогательного используется котел типа VX 740В-15.

Циркуляционный насос 6 забирает воду из вспомогательного котла 2 и нагнетает ее в змеевики утилизационного котла 1. Пароводяная смесь из утилизационного котла поступает в пароводяной коллектор вспомогательного котла. Питательная вода подается во вспомогательный котел питательным насосом 5 из теплого ящика 3 через водомер 4.

Испарительная часть утилизационного котла (рис. 5.5) состоит из двух соединенных между собой отдельных частей. Каждая часть разделена на две секции. В секциях нижней части установлено по три двойных спиральных змеевика, выполненных из стальной трубы. В верхней части установлено пять змеевиков, из которых два — в верхней секции и три — в нижней. Змеевики своими концами приварены к коллекторам циркуляционной воды и пароводяной смеси. Со стороны коллектора циркуляционной воды на входе в змеевики установлены сажесдуватели, работающие на сжатом воздухе.

В утилизационных котлах с глубокой утилизацией теплоты используется несколько парообразующих поверхностей нагрева. Так, в котлах КУП 700/10 танкеров типа „Великий Октябрь” применена схема, изображенная на рис. 5.6, где по ходу газов сначала размещается пароперегреватель 7, затем испарительные змеевики 6 и 10 и в конце — змеевики экономайзера 5. Насос 2 подает питательную воду из теплового ящика 8 в паросборник 3, откуда циркуляционный насос 1 направляет ее в экономайзер 5. Далее по перепускным трубам вода поступает в первую секцию испарительной части 6, затем во вторую 10 и далее в паросборник 3. Насыщенный пар из паросборника направляется к паропотребителям по трубе 4, а основная часть его идет в пароперегреватель 7, откуда по трубопроводу 9 перегретый пар поступает к турбогенератору. Степень утилизации тепла в котлах с обычной утилизацией достигает 30 ... 35 %, с глубокой утилизацией — в 1,4 ... 1,6 раза выше.