4.7.4. Совмещенные тягово-скоростные
характеристики судна и траловых систем
Для оценки соответствия орудий лова ваерным (траловым) лебедкам и
энергетическим возможностям судна необходимо иметь их совмещенные
тягово-скоростные характеристики (рис. 4.27).
Тягово-скоростная характеристика трала представляет
собой зависимость натяжения в ваере Т от скорости v при различной длине
вытравленных ваеров I. Тягово-скоростная характеристика судна,
определяющая его буксировочные возможности по максимальному натяжению в
ваере, представляет собой зависимость тягового усилия в ваере Тщах от
скорости V при полном использовании мощности главных двигателей с учетом
ее потребления валогенераторами NT (на рис. 4.27 линии NT = idem).
Характеристика ваерной лебедки представляет собой зависимость тягового
усилия на барабане Т от скорости траления v и длины вытравленных ваеров
/ (при определенном запасе ваеров на барабане лебедки
L) для постоянных
крутящих моментов двигателя Ма или на барабане лебедки Мп (при
L = 2200
м, диаметре ваера dB = 26,5 мм для номинального крутящего момента
электропривода Мя =МДН и Ма = 1,17 Мт).
Совмещенные тягово-скоростные характеристики судна и траловой системы
целесообразно дополнить тарировочным графиком трала — зависимостью
горизонта хода трала h от скорости v при различной длине вытравленных
ваеров. Тягово-скоростные характеристики трала, судна и та-рировочный
график строятся по результатам испытаний. Для уменьшения объема
испытаний обработку их результатов целесообразно производить в
координатах Г-v и h-v с логарифмическими шкалами, в которых однотипные
характеристики изображаются параллельными прямыми, как показано на рис.
4.28. На режимах 1 и 2 испытания следует производить при полном
использовании мощности главных двигателей, которая устанавливается путем
увеличения шага винта и контролируется по параметрам рабочего цикла
(допустимой температуре отработавших газов, частоте вращения
турбокомпрессоров, давлению наддувочного воздуха и др.). На судах, винты
которых работают с переменной частотой вращения, необходимо иметь, как
минимум, один дополнительный режим, соответствующий меньшей мощности NB.
Для судов с ВРШ, работающих с постоянной частотой вращения (в установках
с валогенераторами), требуется несколько дополнительных режимов (3, 4,
5), соответствующих различной мощности, потребляемой валогенераторами NT,
при полной мощности двигателей.
Порядок построения тягово-скоростных характеристик следующий. Через
точки 1 и 2 проводится прямая, соответствующая полной мощности двигателя
при NT = 0. Через точки 3, 4, 5 проводятся параллельные прямые,
соответствующие NT = idem. Режимы 2, 3,4 и 5 относятся к одинаковой
длине вытравленных ваеров и должны укладываться на прямой / = idem.
Через точку 1 проводится параллельная ей прямая, относящаяся к другой I.
В координатах T-v расстояния между / = idem равны при равных интервалах
ДI, исходя из чего и определяются другие параллельные прямые / = idem. В
координатах h-v указанные расстояния меняются по логарифмической шкале.
Используя одну из шкал логарифмической линейки, устанавливаются
положения линий / = idem, как показано на рис. 4.28. Для исключения
возможных ошибок при проведении испытаний желательно произвести
несколько контрольных замеров при различных / и NT. Расположение этих
точек на параллельных прямых свидетельствует о достоверности полученных
результатов.
Линии постоянных крутящих моментов двигателя Мд или на барабане лебедки
Мл на рис. 4.28 строят, используя характеристику лебедки, представленную
на рис. 4,29. Способ определения Т при / =900 м и Мд =Мт = = 1,2 кН • м
на рис. 4.29 показан стрелками. При /, равной 500, 1000, 1500 и 2000 м
значения Т соответственно равны 81, 93, 108 и 135 кН. По этим данным на
рис. 4.28 наносится линия Мд =Мт, аналогично устанавливаются другие
линии Мд =idem. На ряде судов отсутствуют характеристики лебедок. В этом
случае их можно рассчитать, используя в качестве исходных паспортные
данные.