Основными работами по техническому обслуживанию дизелей являются
периодические осмотры, проверки установочных размеров и зазоров в
сопрягаемых деталях, регулировка, удаление эксплуатационных отложений,
замена изношенных узлов и деталей, предотвращение неисправностей и
отказов двигателей. Указанные работы выполняются судовым экипажем в
период профилактических осмотров, а также во время междурейсового
технического обслуживания (МРТО) и при проведении заводских ремонтов.
На судах ФРП принята система непрерывного технического обслуживания и
ремонта (СНТОР) дизелей, которая предусматривает выполнение необходимого
комплекса работ во время эксплуатации по строго обоснованной схеме
планово-предупредительных мероприятий. Сущность СНТОР заключается в том,
что указанный в инструкциях ежегодный заводской ремонт производится
постепенно в течение двух и более лет силами судовладельца (личным
составом, судовыми ремонтными бригадами, базами технического
обслуживания) в объеме, близком к нормативному, без вывода судна из
эксплуатации. Работы по техническому обслуживанию дизелей проводятся в
сроки, установленные технической документацией по СНТОР. Состав,
периодичность и трудоемкость работ устанавливаются с учетом их
конструктивных особенностей, уровня форсировки, надежности отдельных
деталей и узлов, условий эксплуатации. Согласно Правилам технической
эксплуатации судовых ДВС основные работы по техническому обслуживанию
дизелей всех марок необходимо проводить в следующие сроки:
ежедневно — производить наружный осмотр дизеля, приборов и аппаратуры,
проверять уровень масла в резервуарах масляной системы, спускать воду и
механические примеси из отстойников, топливных, масляных баков и
фильтров. При неработающем дизеле проворачивать коленчатый вал на 2-3
оборота при открытых индикаторных кранах (декомпрессионных клапанах),
одновременно прокачивая масло;
еженедельно — проверять, очищать и промывать масляные, топливные и
водяные (забортной воды) фильтры, проверять приводы впускных и выпускных
клапанов, ролики толкателей насосов высокого давления. Снимать
индикаторные диаграммы, определять мощность, максимальные давления р2 и
рс при отсутствии индикаторных приводов и наличии индикаторных кранов —
рт. Промывать воздухоочиститель и глушитель всасывания. Определять
мощность дизеля и давления pz , рс, рт также: при обнаружении неполадок
в работе одного или нескольких цилиндров; после регулирования системы
топливоподачи; замены форсунки или топливного насоса; замены цилиндровой
втулки и крышки; при переходе на новый сорт топлива;
через 500 ч — проверять крепление дизеля к фундаменту и центровку с
приводными агрегатами и валами;
через 300 ... 500 ч — проверять (при необходимости регулировать) зазоры
в механизме газораспределения; проверять работу штуцеров и подачу масла
к цилиндровым втулкам; равномерность подачи топлива; опрессовывать
форсунки; проверять начало (конец) подачи топлива; удалять отложения
нагара в выпускных коллекторах и на окнах цилиндровых втулок;
через 1000 ... 4000 ч — заменять масло в циркуляционной системе смазки
при достижении физико-химическими показателями качества предельных
значений. Очищать и промывать картер;
через 1500 ... 5000 ч — частично снимать цилиндровые крышки и поднимать
1-2 поршня для выполнения необходимых работ по ТО. Очищать и притирать
впускные и выпускные клапаны;
через 4000 ... 8000 ч — снимать все цилиндровые крышки, поднимать все
поршни, разбирать головные соединения, обмерять детали ЦПГ и коленчатого
вала, снимать расклепы с движением и без движения, проверять техническое
состояние всех деталей, выполнять необходимые профилактические осмотры;
промывать расходные топливные цистерны.
Оптимальные межремонтные периоды работы двигателей, установленных на
серийных судах ФРП, приведены в табл. 4.17. По дизелям, не указанным в
таблице, нормативы периодичности разрабатывает управление (база) флота.
Нормы межремонтных периодов дизелей установлены на основании опыта
работы заводов-изготовителей двигателей, ремонтных предприятий и
эксплуатирующих организаций. Приведенные в табл. 4.17 межремонтные
периоды эксплуатации дизелей одобрены Регистром СССР.
Нормативами допускаются отклонения от средней продолжительности до 15 %,
что дает возможность базам флота (управлениям) учитывать условия
эксплуатации механизмов и их техническое состояние при постановке в
ремонт, планировать ремонт дизелей с учетом изменения промысловой
обстановки или других случайных факторов. Использование 15 %-ного
допуска в сторону уменьшения межремонтных периодов не рекомендуется, так
как это приводит к неполному расходу ресурса, заложенного в дизеле при
изготовлении, увеличению объема и стоимости ремонта при выработке
ресурса до списания, увеличению внеэксплуа-тационного времени судов.
Нормативы периодичности ремонтов не распространяются на двигатели в
течение гарантийного времени эксплуатации, так как в этот период в силу
ряда причин и требований вскрытие деталей ЦПГ производится, как правило,
чаще, чем при нормальной эксплуатации.