СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

4.10. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ

Основными работами по техническому обслуживанию дизелей являются периодические осмотры, проверки установочных размеров и зазоров в сопрягаемых деталях, регулировка, удаление эксплуатационных отложений, замена изношенных узлов и деталей, предотвращение неисправностей и отказов двигателей. Указанные работы выполняются судовым экипажем в период профилактических осмотров, а также во время междурейсового технического обслуживания (МРТО) и при проведении заводских ремонтов.

На судах ФРП принята система непрерывного технического обслуживания и ремонта (СНТОР) дизелей, которая предусматривает выполнение необходимого комплекса работ во время эксплуатации по строго обоснованной схеме планово-предупредительных мероприятий. Сущность СНТОР заключается в том, что указанный в инструкциях ежегодный заводской ремонт производится постепенно в течение двух и более лет силами судовладельца (личным составом, судовыми ремонтными бригадами, базами технического обслуживания) в объеме, близком к нормативному, без вывода судна из эксплуатации. Работы по техническому обслуживанию дизелей проводятся в сроки, установленные технической документацией по СНТОР. Состав, периодичность и трудоемкость работ устанавливаются с учетом их конструктивных особенностей, уровня форсировки, надежности отдельных деталей и узлов, условий эксплуатации. Согласно Правилам технической эксплуатации судовых ДВС основные работы по техническому обслуживанию дизелей всех марок необходимо проводить в следующие сроки:

ежедневно — производить наружный осмотр дизеля, приборов и аппаратуры, проверять уровень масла в резервуарах масляной системы, спускать воду и механические примеси из отстойников, топливных, масляных баков и фильтров. При неработающем дизеле проворачивать коленчатый вал на 2-3 оборота при открытых индикаторных кранах (декомпрессионных клапанах), одновременно прокачивая масло;

еженедельно — проверять, очищать и промывать масляные, топливные и водяные (забортной воды) фильтры, проверять приводы впускных и выпускных клапанов, ролики толкателей насосов высокого давления. Снимать индикаторные диаграммы, определять мощность, максимальные давления р2 и рс при отсутствии индикаторных приводов и наличии индикаторных кранов — рт. Промывать воздухоочиститель и глушитель всасывания. Определять мощность дизеля и давления pz , рс, рт также: при обнаружении неполадок в работе одного или нескольких цилиндров; после регулирования системы топливоподачи; замены форсунки или топливного насоса; замены цилиндровой втулки и крышки; при переходе на новый сорт топлива;

через 500 ч — проверять крепление дизеля к фундаменту и центровку с приводными агрегатами и валами;

через 300 ... 500 ч — проверять (при необходимости регулировать) зазоры в механизме газораспределения; проверять работу штуцеров и подачу масла к цилиндровым втулкам; равномерность подачи топлива; опрессовывать форсунки; проверять начало (конец) подачи топлива; удалять отложения нагара в выпускных коллекторах и на окнах цилиндровых втулок;

через 1000 ... 4000 ч — заменять масло в циркуляционной системе смазки при достижении физико-химическими показателями качества предельных значений. Очищать и промывать картер;

через 1500 ... 5000 ч — частично снимать цилиндровые крышки и поднимать 1-2 поршня для выполнения необходимых работ по ТО. Очищать и притирать впускные и выпускные клапаны;

через 4000 ... 8000 ч — снимать все цилиндровые крышки, поднимать все поршни, разбирать головные соединения, обмерять детали ЦПГ и коленчатого вала, снимать расклепы с движением и без движения, проверять техническое состояние всех деталей, выполнять необходимые профилактические осмотры; промывать расходные топливные цистерны.

Оптимальные межремонтные периоды работы двигателей, установленных на серийных судах ФРП, приведены в табл. 4.17. По дизелям, не указанным в таблице, нормативы периодичности разрабатывает управление (база) флота. Нормы межремонтных периодов дизелей установлены на основании опыта работы заводов-изготовителей двигателей, ремонтных предприятий и эксплуатирующих организаций. Приведенные в табл. 4.17 межремонтные периоды эксплуатации дизелей одобрены Регистром СССР.

Нормативами допускаются отклонения от средней продолжительности до 15 %, что дает возможность базам флота (управлениям) учитывать условия эксплуатации механизмов и их техническое состояние при постановке в ремонт, планировать ремонт дизелей с учетом изменения промысловой обстановки или других случайных факторов. Использование 15 %-ного допуска в сторону уменьшения межремонтных периодов не рекомендуется, так как это приводит к неполному расходу ресурса, заложенного в дизеле при изготовлении, увеличению объема и стоимости ремонта при выработке ресурса до списания, увеличению внеэксплуа-тационного времени судов. Нормативы периодичности ремонтов не распространяются на двигатели в течение гарантийного времени эксплуатации, так как в этот период в силу ряда причин и требований вскрытие деталей ЦПГ производится, как правило, чаще, чем при нормальной эксплуатации.