РАЗБОРНАЯ ТУРИСТСКАЯ БАЙДАРКА

  Главная       Учебники - Морское дело      Самодельные лодки (М. Лучник)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 

 

 

РАЗБОРНАЯ ТУРИСТСКАЯ БАЙДАРКА

 

Волнолом изготовляется из 3—4-миллиметровой фанеры. Обе половинки его скрепляются с внутренней стороны форточной навеской.

Рейки, предназначенные для стрингеров, округляют рубанком. В концы носовых и кормовых отрезков стрингеров ввинчивают слегка разогнутые петли от проволочных оконных крючков. Для предохранения от раскалывания концы стрингеров, перед ввинчиванием петель, обматывают изолентой или лейкопластырем. Носовые отрезки стрингеров соединяются с средними при помощи неподвижных муфт, как привальные брусья. Кормовые отрезки соединяются с средними при помощи скользящих муфт. Муфт для стрингеров надо изготовить 8 шт. Если не удастся достать алюминиевых трубок с внутренним сечением 15 мм, то трубки придется согнуть, из жести.

Готовый каркас окрашивается. Сосновые части можно окрасить масляной краской с предварительной проолифовкой. Детали, изготовленные из фанеры, во избежание расклеивания, следует дважды покрыть нитроэмалью^ затем цапонлаком.

Для облегчения сборки, чтобы не перепутать детали,, части маркируют яркой краской. Каждому борту присваивается свой цвет маркировки.

Затем приступают к изготовлению деки и оболочки. Ткань для деки, во избежание дальнейшей усадки, обязательно должна быть слегка выстирана, просушена и проглажена.

Для носовой и кормовой частей деки у кусков ткани длиной 1600 и 1200 мм подрубается край, который ляжет на верхние части 1 и 3-го шпангоутов.

На местах шурупов, связывающих шпангоуты с арматурой фальшбортов, в деке делают отверстия. Их обметывают или вставляют люверсы. Люверсы фабричного изготовления могут быть заменены самодельными, изготовленными из металлических реборд катушек от фотопленки для аппарата «Любитель» или «Москва».

Ткань, растягивая, крепят мелкими гвоздями сперва к шпангоуту, а затем к верхнему концу штевня и привальным брусьям. По растянутой ткани прочерчивают карандашом линию по внешнему углу верхней грани привальных брусьев. Лишнюю ткань срезают, оставив 20 мм на кромку. Гвоздики вынимают и ткань подрубают на швейной машине.

Так запалубливаются носовой и кормовой отсеки байдарки.

К носовой части деки пришивается полоса ткани 900X70 мм под волноломом. Она крепится к волнолому на кнопках, крючках или шнуровкой.

Для изготовления боковых частей деки берутся два полотнища длиной по 2100 мм и шириной 350 мм. К каждому полотнищу с одной стороны пришивается полоска прорезиненной ткани, предназначенной для оболочки, шириной 8 мм (длина 2100 мм). Ткань деки дважды загибают вокруг полоски и прошивают несколькими швами.

Получается жесткая кромка, которая должна плотно войти в паз, прорезанный по всей длине фалшборта.

После укрепления кромки в пазу ткань пропускают под фальшборт и, растягивая, крепят гвоздиками к привальному брусу. Очертив по грани бруса, ткань обрезают (оставив 20 мм), освобождают от гвоздей и подрубают.

Дека готова, но она пока состоит из четырех частей. Мы сошьем эти части друг с другом только после того, как изготовим оболочку байдарки.

Для оболочки идеальным был бы кусок прорезиненной ткани длиной 5000 мм при ширине 1220 мм. Но такой кусок редко удается достать. Чаще в продаже встречается ткань шириной 650—700 мм. Тогда берется 10 м ткани, и она сшивается посередине. Перед сшивкой оба куска склеиваются резиновым клеем. Сшивка производится капроновой или шелковой рыболовной леской в две иголки (одна навстречу другой) крупными стежками (8—10 мм). На шов с двух сторон наклеивается полоска легкой прорезиненной ткани типа газгольдера (серебрянки). В крайнем случае полоска эта может быть из детской клеенки. Ширина полоски 25—30 мм.

Для раскроя оболочки ткань расстилается на полу, на ней по длине прочерчивается средняя линия.

Собранный каркас байдарки ставят на ткань и, наблюдая все время за правильным положением каркаса к средней линии, крепят ткань мелкими гвоздями к верхней плоскости привальных брусьев, начиная с мидель-шпангоута в обе стороны, к носу и к корме. Под штевнями ткань разрезают по средней линии и крепят к штевням. Если ткань была узкой и сшивалась, то сшивку следовало производить с таким расчетом, чтобы в местах, где штевни имеют загиб кверху, ткань оставалась несшитой.