Байдарка. У многих это название вызывает представление об узком утлом
суденышке, гребец которого балансирует веслом и корпусом, чтобы не
перевернуться. Одно неосторожное движение и...
Не такова туристская байдарка. В отличие от узких, спортивных байдарок,
туристская шире, грузоподъемнее, устойчивее. Перевернуться на ней,
пожалуй, труднее, чем в обычной прогулочной лодке. Такая байдарка может
быть легко изготовлена желающими при помощи самого несложного столярного
и слесарного инструмента.
Рис. 29. Каркас разборной байдарки
Длина байдарки 4650 мм, ширина 900 мм. В
разобранном виде она легко перевозится любым видом транспорта. Сборка и
разборка производится за 12—20 мин. Вместимость 2 человека.
Грузоподъемность 275 кг. Предел плавучести 780 кг.
Обводы байдарки обеспечивают хорошую маневренность, необходимую для
хождения по малым и особенно по порожистым рекам. Ширина
создает'достаточную устойчивость, вплоть до того, что позволяет
кормовому гребцу в случае необходимости встать на ноги, чтобы лучше
осмотреть русло реки.
Байдарка конструировалась с таким расчетом, чтобы она не резала воду, а
скользила по ее поверхности, что облегчает ход и увеличивает
маневренность. Поперечное сечение байдарки (по шпангоутам) создавалось с
учетом того, чтобы байдарка легко входила на волну, а не «прошивала» ее,
чтобы боковая волна не накрывала байдарку и не сбивала с курса, а
поднимала ее, целиком уходя под байдарку. Вес байдарки зависит от
толщины оболочки и колеблется от 14 до 20 кг.
Каркас байдарки изготовляется из сосны. Шпангоуты и штевни выпиливаются
лобзиком из 8-миллиметровой фанеры. Заштрихованные на чертеже (рис. 30)
части штевней с двух сторон, а шпангоутов с одной стороны усиливаются
4-миллиметровой фанерой. Эту тонкую фанеру лучше всего приклеить
казеиновым клеем, но можно пользоваться и другими клеями. После наклейки
фанера крепится мелкими (10—12 мм) гвоздями через каждые 30—40 мм.
Самым трудным при строительстве байдарки обыч- -но бывает изготовление
металлической арматуры, соединяющей отдельные части каркаса. В данной
конструкции эта задача облегчена тем, что в качестве арматуры
используются, в значительной мере готовые скобяные изделия, имеющиеся в
продаже. Это накладки для замка 80X20X2 мм — 16 шт., оконные угольники
75Х 13X2 мм — 6 шт., форточные навесы 30x25 — 3 шт. и проволочные
ветровые оконные крючки 50—60 мм —
4 шт. Остальная арматура изготовляется из кровельного оцинкованного
железа или алюминия. Оболочка изготовляется из прорезиненной ткани, дека
(палуба) из материала типа плащ-палатки.
Рис. 30. Детали каркаса байдарки
Общая высота мидель шпангоута 305 мм должна включать толщину бруса
основания, равную 35 мм. Ширина половины, III шпангоута 360 мм.
Для каркаса нарезают рейки без сучков и косослоя.
Размеры реек по длине даны с запасом. Длина их подгоняется при сборке
каркаса.