КОРМОВОЕ ВЕСЛО ДЛЯ НАДУВНОЙ ЛОДКИ

  Главная       Учебники - Морское дело      Самодельные лодки (М. Лучник)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

КОРМОВОЕ ВЕСЛО ДЛЯ НАДУВНОЙ ЛОДКИ

Обычное кормовое короткое весло с широкой лопастью, которым гребут с одной стороны лодки, ввиду большой ширины и небольшой длины лодки для езды на надувной лодке не годится.

Ниже дается конструкция кормового весла, которая в СССР почти не применяется, за исключением районов Дальнего Востока, где такие весла широко использовались китайцами на морских заливах и бухтах. Стоя на корме большой лодки (шампуньки), один гребец, пользуясь изогнутым кормовым веслом длиной около 4 м и делая колебательные движения поперек направления движения, сравнительно легко ведет лодку, наполненную 10—15 пассажирами или грузом, несмотря на ветер и волны.

Принцип такого весла очень интересен, так как при работе им оно совершенно не вынимается из воды.

Размеры кормового весла могут быть приняты минимальные. Длина весла 2 м, длина лопасти 70 см, ширина 8—10 см, изгиб лопасти—10—12° (см. рис. 25).

Принцип действия весла основан на том, что при движении изогнутой лопасти поперек направления дри-жения лодки появляется усилие, за счет сопротивления воды, направленное вдоль весла, т. е. по направлению движения лодки (см. рис. 25).

Весло укрепляется в уключине, расположенной в 20 см от центра кормы лодки.

Необходимо, сидя в лодке боком или на коленях, делать колебательные движения поперек направления движения лодки с размахом 50—60 см, поворачивая каждый раз весло на 100—120° с тем, чтобы каждый раз выпуклая часть весла была обращена в сторону движения лопасти, которая должна быть под некоторым углом, порядка 40—50° к плоскости роды. При этом холостых движений весла, как при любых других типах весел, совершенно не делается.
 

 

 

 

Для изготовления изогнутого кормового весла берут прямослойную доску шириной 8—10 см,, толщиной 4—5 см, распаривают ее и изгибают на 10—12° на участке лопасти, после чего остругивают до нужных размеров.

Кормовое весло может быть использовано как для подъезда на замаскированной лодке, так и для езды на значительные расстояния.

Для совершенно бесшумного и незаметного подъезда к уткам, сидящим на чистой воде, применяются складные весла-лопатки, укрепленные на неподвижной оси. Весла движутся вдоль борта лодки колебательным, маятниковым движением и не вынимаются из воды, благодаря чему подъезд совершается бесшумно и выстрел по взлетающей дичи может быть произведен без задержки. Устройство складных весел-лопаток просто, и они легко могут быть изготовлены самим охотником (см. рис. 26).

Для изготовления весел берутся 2 куска круглого или квадратного дерева диаметром 4—5 см, длиной 70 см. Нижняя часть весла, которая будет погружена в воду, обрабатывается в виде равнобедренного треугольника, остальная часть оставляется круглой.

Парные лопатки делаются из листового железа, дюралюминия или фанеры. Размер лопатки 12X21 см, толщина металла 1 мм, фанеры 5 мм.

Наилучшим материалом для лопаток является дюралюминий толщиной 1—2 мм, который не ржавеет, легко обрабатывается и имеет небольшой вес.

 

 

Рис. 26. Складные весла-лопатки

 

 

Металлические лопасти укрепляются к веслу на ось из проволоки диаметром 3—4 мм путем кольцевого загиба выступающих частей лопаток. При фанерных лопастях для их крепления необходимо изготовить специальные парные петли на общей оси. Для того, чтобы лопасти работали правильно, в заднюю часть весла забивают изогнутый гвоздь без шляпки, и скрепляют их шнурком (см. рис. 26).

В 24 см от верхнего конца весла просверливается круглое отверстие диаметром 10—16 мм перпендикулярно плоскости весла. В отверстие вставляется металлическая втулка из тонкого металла (например, медный патрон 32-го калибра), концы которой разрезаются и загибаются.

Для укрепления весел-лопаток необходимо устроить ось врагцения, которая делается из деревянного бруска диаметрам 3—4 см, длиной, равной ширине лодки с добавлением по 10 см в каждую сторону. На обоих концах оси вырезаются круглые штыри, на которые насаживаются весла и закрепляются шпонками.

Для уменьшения трения с обеих сторон на ось насаживаются металлические или кожаные шайбы, и ось хорошо смазывается вазелином.

Ось закрепляется неподвижно в уключинах, на нее насаживаются весла, охотник садится в лодку, просовывая ноги под ось и двигая весла взад и вперед обеими руками одновременно, легко и бесшумно передвигает лодку. При этом при движении «к себе» лопатки складываются в одну плоскость, а при движении «от себя» лопатки раскрываются на угол 60—90° и сильно загребают воду, придавая хороший ход лодке.

Ось может быть вырезана непосредственно на месте охоты. Гораздо удобней сделать ее сборной из двух частей с металлическими осями на концах.

Описанный тип весел весьма удобен и может быть использован как для подъезда, так и для переездов на значительные расстояния. Весла работают по принципу утиной лапки, а всем известно, как хорошо плавают утки.