Действия вахтенного помощника капитана при смене вахты на ходу судна

  Главная      Учебники - Морское дело     Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89) - 1999 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Действия вахтенного помощника капитана при смене вахты на ходу судна

 



Каждый вахтенный помощник капитана вырабатывает свой порядок действий при приеме вахты, выполняя при этом требования нормативных документов. При определении порядка действий в темное время суток учитывает необходимость адаптации зрения к темноте. Этого можно достичь, проходя на мостик по наружным палубам или начав работу по приему вахты в штурманской рубке.

 

 

Перечень действий:

проверяет соответствие проложенного на карте курса (курсов) надписанному на ней и заданному рулевому или выставленному на авторулевом;

сличает магнитный компас с гирокомпасом, запоминает курсы;

выясняет, учитывается ли дрейф или течение; в районе приливоотливных течений рассчитывает их направление и скорость по крайней мере на первый час вахты, рассчитывает курс с целью следования по линии пути, заданной предварительной прокладкой;

проверяет приведение склонения на карте к году плавания, знакомится с наличием в районе плавания магнитных аномалий;

знакомится с корректурными отметками на карте;

проверяет полноту подъема карты, при необходимости делает дополнительный подъем карты; выясняет пределы возможного отклонения от курса вправо и влево в случае необходимости расхождения с судами; знакомится с рельефом дна, при необходимости включает эхолот; рассчитывает запас воды под килем;

выясняет соответствие девиации, определенной по сличению компасов, табличной и определенной при предшествующем сличении, при наличии расхождений выясняет причины;

выясняет удаление от навигационных опасностей, берега и с учетом этого намечает дискретность и способы обсервации на первый час вахты; выясняет возможные места постановки на якорь;

рассчитывает время поворота на следующий курс; знакомится по карте с характеристиками СНО;

знакомится с прокладкой на следующей карте, выясняет ее соответствие прокладке на текущей карте (нанесение точек
 

 

поворотов и курсов), сравнивает масштабы карт, при необходимости дополнительно изучает район по крупномасштабной карте;

проверяет среднюю фактическую скорость судна за предшествующую вахту, сравнивает ее с лаговои, при значительных расхождениях выясняет их причины; выясняет учитываемую поправку лага;

знакомится со свежей навигационной и метеорологической информацией, принятой по радио;

проверяет работу гирокомпаса и работку курсографа;

проверяет работу приемоиндикаторов PH С, при использовании приемоиндикатора РНС ’’Декка” проверяет правильность коррекции нуля, разрешения многозначности отсчетов (ночью проверка разрешения многозначности отсчетов не всегда возможна); выясняет значения учитываемых поправок РНС;

выясняет режим работы СЭУ, установленный капитаном, сравнивает мгновенное число оборотов со средним за прошедшую вахту, при наличии расхождений выясняет их причины; при наличии ДАУ выясняет, откуда ведется управление СЭУ; при управлении с мостика проверяет пульт управления и контролируемые параметры;

знакомится и принимает к исполнению распоряжения капитана по вахте;

убеждается в исправной работе всех включенных технических средств судовождения;

при использовании приемоиндикатора СНС проверяет данные последней обсервации, способ учета сноса, знакомится с расписанием прохождения спутников на вахту; при наличии подряд большого числа ненадежных обсерваций проверяет правильность ввода исходных данных;

проверяет включение навигационных огней, источник их питания;

проверяет состояние дверей в водонепроницаемых переборках; если они открыты, выясняет причины;

проверяет количество включенных машин;
 

 

при следовании на авторулевом проверяет установку переключателей на посту управления рулем;

проверяет включение УКВ радиостанции и включенный канал, при его отличии от дежурного выясняет причину;

проверяет, если включены, работу РЛС и САРП, выясняет шкалу дальности, ориентацию;

знакомится с прогнозом погоды по радиограммам, журналу, картам погоды, с фактическими метеоусловиями (давление, барическая тенденция, температура воды и воздуха, направление и сила ветра);

в темное время суток проверяет затемнение иллюминаторов впереди ходового мостика;

знакомится с окружающей обстановкой визуально и по РЛС, сравнивает ее с картой, опознает все навигационные ориентиры, выясняет параметры движения судов в зоне видимости, обращая внимание и на суда позади траверза;

выставляет координаты места судна на АПСТБ;

выясняет, имеется ли крен судна, ведутся ли операции с балластом;

принимает место судна на карте, проверяет его по счислению, в начале вахты производит контрольную обсервацию, желательно другим способом, чем сдающий вахту;

если на мостике имеется приемник сигналов бедствия (’’Сигнал”) проверяется режим его работы, в течение первого часа вахты производит установку времени, делает запись о приеме вахты на частоте 2182 кГц;

знакомится с режимом вентиляции трюмов;

проверяет выполнение ПТБ, если ведутся работы перед лобовой надстройкой; выясняет, какие судовые работы ведутся;

проверяет работу пульта пожарной сигнализации; выясняет, какие флаги поднять;
 

 

проверяет отметку на ленте курсографа;

инструктирует вахтенных матросов с учетом условий и особенностей района плавания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..