Действия вахтенного помощника капитана в случае
падения человека за борт
отдает команду рулевому о переходе на ручное управление, начинает
выполнение маневра ’’Человек за бортом” с отклонением от первоначального
курса примерно на 60° и выходом на контркурс, для чего дает команду
рулевому ’’Право (лево) на борт”;
бросает спасательный круг;
возвращается в рулевую рубку, включает сигнал тревоги, контролируя
одновременно доклады рулевого о курсе (капитана предупреждать не
следует, поскольку по тревоге он сам поднимется на мостик);
с выходом судна на курс, отличающийся от первоначального на 60”, дает
команду переложить руль на противоположный борт (без сдерживания) и
называет рулевому контркурс (вахтенные механики должны знать, что в
случае тревоги ’’Человек за бортом” они должны способствовать снижению
скорости судна с учетом торможения корпусом на циркуляции);
осуществляет наблюдение за упавшим человеком (за кругом со светодымящим
буем);
с приходом капитана на мостик:
объявляет по трансляции номер спускаемой шлюпки; выставляет
наблюдателей; поднимает сигнал ’’Оскар”;
включает УКВ радиостанцию на 16-й канал и делает оповещение;
определяет место судна и передает в радиорубку координаты места падения
человека за борт;
определяет место судна на маневренном планшете с укрупненным в 10 раз
масштабом, если это необходимо для учета маневрирования;
в темное время суток включает поисковые прожекторы.
Выполнять маневр ’’Человек за бортом” можно и другими способами.