Если предстоит ледовое плавание, перед выходом в море судоводители:
изучают правила плавания судов, проводимых через лед; международные
сигналы, применяемые для связи между ледоколом и проводимыми судами;
специальные пособия, обобщающие опыт ледового плавания;
получают у капитана порта или у руководителей ледовыми операциями полный
инструктаж и карту ледовой обстановки на день выхода;
организуют систематический прием факсимильных карт погоды и ледовой
обстановки;
наносят на путевые карты (или кальку) ледовую обстановку, выполняют
предварительную прокладку с учетом полученных
данных о ледовой обстановке, ледового прогноза и
имеющегося опыта плавания в данном районе;
готовят средства борьбы с обледенением судна;
вывешивают в ходовой рубке таблицы сигналов для связи между ледоколом и
проводимыми судами и условных эволюции самолета (вертолета) ледовой
разведки при проводке судов.
Во время подготовки к плаванию во льдах под проводкой ледокола и в
процессе проводки судоводители:
проверяют действие средств сигнализации, связи, УКВ радиостанции, РЛС,
поднимают выдвижной датчик лага;
сохраняют установленные ледоколом место в караване и дистанцию;
следят за положением судов в караване, за льдом в канале, шириной
канала, направлением и состоянием кромок канала;
предупреждают идущие сзади суда об изменении скорости своего судна,
обнаружении в канале тяжелых обломков льда;
ведут ледовое счисление пути;
следят визуально и с помощью УКВ радиотелефона за всеми сигналами и
распоряжениями ледокола и сообщениями судов;
производят каждый час замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках,
обшивка которых может получить ледовые повреждения; при сильных ударах о
лед замеры производят немедленно;
выполняют подготовительные операции на баке для буксировки судна
вплотную за ледоколом (заваливают на палубу якоря, готовят и пропускают
в якорные клюзы проводник из стального троса, готовят деревянную
подушку, растительный трос для бензеля).
С приближением ко льдам и во время самостоятельного плавания судна в
ледовых условиях вахтенный помощник капитана:
заблаговременно предупреждает вахтенного механика о переводе СЭУ в
маневренный режим работы, сверяет часы на
мостике и в машинном отделении, проверяет
внутрисудовую связь;
проверяет состояние водонепроницаемых закрытий, уровень воды в льялах,
льяльных колодах и танках, обшивка которых может получить ледовые
повреждения;
убирает выступающий из корпуса датчик лага;
включает вторую рулевую машину, если совместная работа двух рулевых
машин технически возможна, переходит на ручное управление рулем,
проверяет запасное и аварийное рулевое управление;
включает РЛС, ведет радиолокационное наблюдение за разводьями и
скоплениями льда;
проверяет УКВ радиостанцию;
проверяет ледовые прожекторы для плавания в сумерках и ночью;
по указанию капитана устанавливает скорость движения в зависимости от
характера и сплоченности льда, прочности корпуса, стараясь избегать
ударов льда о корпус;
по возможности ведет судно разводьями, обходя прочные льдины;
ежечасно производит замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках;
при ударах о лед замеры производит немедленно;
перед дачей заднего хода убеждается, что руль поставлен в диаметральную
плоскость судна.