|
|
|
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
3.3. Исследование напряженно-деформированного
состояния деталей машин и агрегатов методом конечных элементов
При составлении математических моделей напряженно-деформированного
состояния деталей машин и агрегатов широкое распространение получил
метод конечных элементов (МКЭ). Основное преимущество МКЭ перед
аналитическими методами заключается в значительном приближении расчетной
схемы к особенностям реальной геометрии объекта с учетом свойств
материала этого объекта.
К настоящему времени опубликовано большое количество работ, посвященных
как теоретическим разработкам этого метода, так и вопросам его
применения при практических инженерных расчетах [5, 60, 78, 89, 90, 95,
151, 167, 168]. О высокой точности МКЭ можно судить при сопоставлении
результатов расчета по этому методу как с опытными данными, так и с
результатами аналитических методов применительно к объектам, для которых
известны точные решения [60, 90, 95]. В работах [167, 168] МКЭ применили
для расчета температурных полей в элементах и конструкциях изделий
металлургического и кузнечного производств на примерах колонного
двутавра и поршня дизельного двигателя. В первом случае погрешность
расчета по сравнению с экспериментальными данными составила 3 %, во
втором - 5 %. В работе [5] исследовалось применение МКЭ для расчета
напряжений в плоских сечениях прессовых матриц. Результаты расчета
напряжений сравнивались со значениями, полученными методом фотоупругости.
При этом погрешность расчета по МКЭ составила 3-7 %. Также были оценены
погрешности расчетов по этому методу относительно известных решений. Они
составили 1-10%. Все это свидетельствует о перспективности применения
МКЭ при решении разнообразных задач на этапе проектирования
оборудования.
В МКЭ исследуемый объект условно расчленяется на конечные элементы (КЭ)
определенной геометрической формы. Если рассматривается плоское
напряженное состояние или плоская деформация, то применяют треугольные и
прямоугольные КЭ. Для исследования объемного напряженного состояния
применяют КЭ в форме тетраэдра или параллелепипеда.
Теоретические положения МКЭ подробно изложены в работах [60, 88-90, 95].
Рассмотрим построение математической модели объемного
напряженно-деформированного состояния детали. Пусть область S2 расчетной
схемы трехмерна (рис. 36). При разработке математической модели были
выбраны КЭ в виде параллелепипедов, пронумерованные от 1 до т. Вершины
КЭ, называемые узлами, также нумеруются (например, от 1 до
и). Узлы расчетной схемы могут быть общими для нескольких КЭ области Q.
Граница этой области представляет собой поверхность, составленную из
граней внешних КЭ области П. Кинематические граничные условия задаются в
узлах на границе этой области .
|
|
|