На рис. 1 представлены наиболее часто встречающиеся принципиальные
кинематические схемы лифтов.
Лифты с канатоведущими шкивами не могут работать без противовеса, так
как он обеспечивает силу трения между канатами
и ручьями канатоведущего шкива, попутно уравновешивая вес кабины и вес
полезной нагрузки. Тем самым снижается потребляемая мощность привода при
эксплуатации лифта.
Привод с канатоведущим шкивом используется во всех приведенных на рис. 1
схемах. Схема на рис. 1, а применима при незначительных размерах кабины
или при большом диаметре канатоведущего шкива, а при отсутствии таких
условий применяют схему на рис. 1, б с отклоняющим блоком.
В лифтах, смонтированных по схеме на рис. 1, а, привод располагается
внизу.
Для увеличения сил трения каната по канатоведущему шкиву применяют
контршкивы (рис. 1, г), а в тех случаях, когда контршкив одновременно
выполняет функции и отклоняющего блока, используют схему, приведенную на
рис. 1, д.
На рис. 1, е приведена довольно часто встречающаяся схема выжимного
(аналогично выполнена и схема тротуарного) лифта, а на рис. 1, ж —
грузового с полиспастной подвеской кабины и противовеса. В последних
двух схемах за счет полиспаста при тех же усилиях в канатах
соответственно в два раза увеличивается грузоподъемность лифта.
Взаимное расположение кабины и противовеса в плане
определяется главным образом габаритами мест установки, расположением
входов в кабину и шахту и назначением машины. Обычно входы в шахту
устраивают на всех этажах с одной стороны. Кабины при этом снабжаются
одной дверью, а противовесы располагаются
сзади (рис. 2, а) или сбоку (рис. 2, б, в) кабины.
В тех случаях, когда по местным условиям входы в шахту на всех этажах
нельзя расположить с одной стороны, кабины снабжаются двумя (рис. 2, г,
д) дверями. Кабины с двумя дверями, расположенными в противоположных
стенках, применяются для создания удобной планировки транспортных путей.