Быстрый рост городов, увеличение ценности земли
являются причиной устойчивой тенденции роста этажности городской, а в
ряде случаев и сельской застройки.
По мере увеличения этажности зданий возрастают и требования к качеству
изготовления, монтажа лифтов и к их эксплуатации, которые приобретают
решающее значение для нормального функционирования зданий. В связи с
ростом этажности промышленных, торговых, курортно-лечебных и других
зданий резко возрастает значение вертикального транспорта, и в первую
очередь лифтов, в деятельности человека. Десятки миллионов людей
ежедневно пользуются лифтами. Лифты подают уголь в бункеры котельных,
чугун к вагранкам литейных цехов, перевозят рулоны бумаги в типографиях,
продукты, товары, поднимают автомобили в многоэтажных гаражах, перевозят
пассажиров и грузы на судах речного и морского флота, поднимают туристов
на вышки. Широко применяются лифты и в современных воздушных лайнерах.
Впервые о лифте писал римский архитектор Ветрувий, ссылавшийся, в свою
очередь, на Архимеда, который построил подъемный аппарат, вероятно, еще
в 236 г. до н. э. Более поздние упоминания о лифтах с кабиной,
подвешенной на канате и приводимой в движение вручную или силой
животных, датируются серединой VI в. (лифты Синайского монастыря в
Египте), первой четвертью XIII в. (во Франции) и XVII в. (лифт
Виндзорского замка в Англии, «Летающий стул» Велейера в одном из
парижских дворцов).
В XVIII в. пассажирские лифты начали применяться в России (лифты
дворцовых построек Царского Села, подмосковной усадьбы Кусково,
подъемный стол и кресло в Петродворцовском Эрмитаже), о которых поэт И.
М. Долгорукий писал:
«Пустыни нет уж для каприза,
В которой множеством пружин Могли наверх подняться снизу Без лестниц
гость и господин И молча требовать оттуда В звонок на стол различны
блюда».
В 1795 г. И. П. Кулибин разработал конструкцию винтового пассажирского
лифта (подъемных и спускных кресел) для Зимнего Дворца. В 1816 г. лифт
был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское. В
середине XIX в. лифты появились в США (лифт Г. Устермена).
В 1853 г. в Соединенных Штатах Америки изобрели «ловящее» устройство.
Это устройство заклинивало кабину в направляющих при превышении
номинальной скорости. Первое «ловящее» устройство срабатывало только при
свободном падении (обрыве канатов). В этот период лифты, как правило,
приводились в движение паровой машиной, а подъемные канаты наматывались
и сматывались с барабана. В 1867 г. появились гидравлические лифты,
которые имели ряд преимуществ по сравнению с канатными.
На этих лифтах удалось достичь высокой скорости движения кабины —
до 3,5 м/с, но из-за значительной первоначальной стоимости и
эксплуатационных
расходов пришлось отказаться от них. В 1878 г. впервые был изобретен
ограни-читель, позволяющий включать ловители при превышении номинальной
скорости.
В 1880 г. в Германии появился первый электрический лифт Сименса с
реечным механизмом подъема.
К началу XX в. электрические лифты получили широкое распространение,
постепенно вытесняя лифты с другими типами приводов.
Серьезным толчком к развитию лифтов и расширению областей их применения
послужило появление в конце XIX столетия лебедок с канатоведущими
шкивами, в которых подъемное усилие создается за счет трения между
канатом и ручьем шкива. Такое устройство тягового органа обеспечивало
высокую степень безопасности пользования лифтами. С 1904 г. широкое
распространение получили лебедки с двойным обхватом канатоведущих
шкивов, позволившие производить подъем лифтов практически на
неограниченную высоту. После первой мировой войны начали применять
лебедки с одинарным обхватом канатоведущих шкивов. Такой тип лебедок
широко применяется и в настоящее время.
В нашей стране лифтостроение развивалось лишь после Великой Октябрьской
социалистической революции, когда наряду с грузовыми и пассажирскими
лифтами общего назначения стали изготовляться лифты специальных типов. В
конце 40-х годон в нашей стране было освоено серийное производство
типовых конструкций лифтов общего назначения н скоростных. В 1955 и 1956
гг. ВНИИПТМАШ совместно с трестом Союзлифт создали типовой ряд
конструкций пассажирских лифтов для жилых домов и общественных зданий
грузоподъемностью от 350 до 1000 кг, типовой ряд грузовых лифтов
грузоподъемностью от 100 до 5000 кг и больничный лифт грузоподъемностью
500 кг. Наибольшее развитие отечественное лифтостроение получило в 1963
г., когда было организовано Центральное проектно-конструкторское бюро по
лифтам.
ЦПКБ по лифтам в 1966—1967 гг. разработало с учетом рекомендаций
Постоянной комиссии СЭВ по стандартизации новый параметрический ряд
пассажирских и грузовых лифтов, представленный 36 моделями и 62
исполнениями.
Предусмотренные в государственных стандартах типоразмеры лифтов
позволили решить проблему вертикального транспорта для различных
архитектурно-планировочных вариантов зданий не только в СССР, но и в
странах, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи.
Новые модели лифтов полностью соответствуют требованиям «Правил
устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Госгортехнадзора СССР.
С увеличением комфортности лифтов, повышением их надежности и
безопасности, расширением их номенклатуры, естественно, повысилась
сложность конструктивных решений отдельных механических и электрических
узлов и, как следствие, повысился объем знаний, которыми должен обладать
персонал, осуществляющий техническую эксплуатацию лифтов.
В настоящей книге рассматриваются основные требования к безопасной
эксплуатации лифтов, технические требования к основным узлам, приводятся
наиболее прогрессивные конструктивные решения, обеспечивающие
безопасность пользования лифтами.