КОРОБКИ ОТБОРА МОЩНОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ
РЕДУКТОРЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ
Коробка отбора мощности служит для передачи вращения от коробки передач
шасси автомобиля к механизмам крана или ведущему мосту шасси. Она
представляет собой цилиндрический редуктор.
На автомобильном кране К-46 коробка отбора мощности установлена между
коробкой передач и задним мостом автомобиля на месте промежуточной опоры
карданного вала и соединена с ведомым валом коробки передач и задним
мостом укороченными карданными валами.
Коробка состоит из корпуса 1 (рис. 91), валов 2, 7, 12 и 16 и трех
цилиндрических шестерен 6, 8 и 9, находящихся в постоянном зацеплении.
Ведущий вал 2 коробки опирается на два подшипника. Один из них роликовый
19 установлен внутри ведомого вала 16, а другой шариковый 4 — в корпусе
коробки. На ведущем и ведомом валах имеются фланцы 3 и 17 для крепления
карданных валов. Ведущая шестерня 6 установлена на вал свободно.
Она имеет два зубчатых венца. На шлицевой части
ведущего вала установлена зубчатая муфта 15 с кареткой 14. Каретка может
перемещаться по шлицам муфты 15 при помощи скалки 5 и
закрепленной на ней вилки 13. Ведомый вал 16 также
установлен в двух подшипниках качения 18 и 20. На внутреннем конце
ведомого вала имеется зубчатый венец 21.
Если каретку 14 ввести в зацепление с шестерней 6, то вращение через
шестерни 8 и 9 будет передаваться на ведомый вал 12. Установленная на
этом валу шестерня 9 удерживается от перемещения втулками 11. От вала 12
вращение передается механизмам крана.
Если каретку 14 переместить в крайнее правое
положение и ввести в зацепление с зубчатым венцом 21 ведомого вала 16,
то вращение передается к заднему мосту автомобиля. Сверху коробка
закрыта крышкой 10, в нижней части имеется закрываемое пробкой 22
отверстие для слива масла.
Коробкой отбора мощности управляет из кабины водитель при помощи рычага,
соединенного со скалкой 5 тягой.
Коробка отбора мощности крана КС-2561Д состоит из корпуса, в котором на
валах свободно установлены две шестерни. Коробка крепится к корпусу
коробки перемены передач шасси автомобиля. Одна из шестерен коробки
отбора мощности приводится в движение от шестерни заднего хода коробки
передач.
В коробке отбора мощности крана К-64 (рис. 92) ведущий вал 5 получает
вращение от вторичного вала коробки передач. При введении
шестерни-каретки 3 в зацепление с зубчатой полумуфтой вала б движение
передается через карданный вал к заднему мосту автомобиля. При этом
шестерни 1 и 2, а также вал 4 неподвижны. Если шестерню-каретку 3 ввести
в зацепление с шестерней 2, отключается ведущий мост автомобиля и
движение передается через шестерни 2 и 1 валу 4, а от него при помощи
карданного вала — промежуточному редуктору и механизмам крана.
Коробка отбора мощности крана К-1014 (рис. 93) представляет собой
цилиндрический односкоростной редуктор, состоящий из корпуса 9 и трех
валов с установленными на них шестернями. Ведущий вал 2 одним концом
опирается на установленный в корпусе шарикоподшипник 3, а другой опорой
вала служит радиальный сферический двухрядный шарикоподшипник 12,
установленный в гнезде ведомого вала 13 привода хода, опирающегося на
роликовые подшипники.
Рис. 92. Коробка отбора мощности автокрана К-64:
1—3 — шестерни, 4—6 — валы
Рис. 93. Коробка отбора мощности крана К-1014:
1 и 14 — фланцы, 2, 4, 7 и 13 — валы, 3 и 12 — шарикоподшипники, 5, 6 и
11- шестерни, 8 — шкив, 9 — корпус. 10 — пробка, 15 — пресс-масленка, 16
— пробка, 17 — зубчатый венец
Между опорами ведущего вала на шлицах установлена
цилиндрическая шестерня 11 с зубчатой полумуфтой (каретка). Она может
перемещаться по валу в осевом направлении. Гнездо ведомого вала привода
хода имеет внутренний зубчатый венец 17.
При включении механизма передвижения крана зубчатая полумуфта шестерни
11 вводится в зацепление с зубчатым венцом 17. Валы 4 и 7 опираются на
шарикоподшипники, установленные в корпусе коробки. На этих валах
установлены цилиндрические шестерни 5 и б, передающие крутящий момент
крановым механизмам. На наружном конце вала 7 на шлицах установлен шкив
8 тормоза ограничителя грузоподъемности крана.
В верхней части корпуса коробки имеется отверстие для заливки масла,
закрываемое пробкой 10. Слив масла осуществляется через отверстие в
нижней части коробки, закрытое пробкой 16. Роликоподшипники ведомого
вала 13 смазывают через пресс-масленку 15.
Промежуточный редуктор предназначен для передачи движения от
коробки отбора мощности к расположенным на поворотной раме механизмам
крана с механическим приводом. Он установлен на неповоротной раме и
состоит из корпуса и конических шестерен. Устанавливаемые на различных
кранах промежуточные редукторы отличаются незначительными
конструктивными особенностями.
Промежуточный редуктор крана К-46 (рис. 94, а) имеет следующее
устройство. Ведущая шестерня 7 установлена на валу 4 и укреплена гайкой
3. Эта шестерня имеет удлиненную ступицу, опирающуюся на два
шарикоподшипника, установленных в стальном стакане 6. Ведомая шестерня 8
установлена на полый вертикальный вал 10 на призматической шпонке. Снизу
она закреплена гайкой 15. Вал 10 вращается в двух шариковых подшипниках,
установленных в стакане 9, который прикреплен к чугунному корпусу 1
редуктора болтами. На конце вала 10 имеются шлицы для соединения с валом
реверсивного механизма.
Во внутренней полости вала 10 проходит полая тяга 11 управления муфтой
сцепления двигателя автомобиля и полая тяга 12 управления
топливоподачей. Управляют тягами И и 12 посредством установленных на них
рычагов 18 и 19, соединенных посредством тяг с рычагами управления на
рабочем месте машиниста. Внутри тяги 12 расположен электропровод системы
освещения и сигнализации.
Зазор в зацеплении конических шестерен регулируют прокладками 2,
установленными между стаканом и крышкой 5. Детали редуктора смазываются
маслом, заливаемым через отверстие 14. Отработавшее масло сливают через
отверстие в люке 17, закрываемое пробкой 16.
Промежуточный редуктор крана К-64 имеет следующие особенности (рис. 94,
б). Конические шестерни 7 и 8 закреплены на валах 4 к 10 при помощи
шпонок. Валы вращаются в конических подшипниках. Ведомый вал соединен с
вертикальным валом реверсивного механизма с помощью крестово-кулисной
муфты 20. Промежуточные редукторы других моделей кранов с механическим
приводом принципиально не отличаются от описанных выше.
Рис. 94. Промежуточные редукторы кранов К-46 (с)
и К-64 (б):
1 — корпус, 2 — прокладки, 3 и 15 — гайки, 4 и 10 — валы, 5 — крышка. 6
и 9 — стаканы, 7 и 8 — шестерни. 11 и 12 — тяги, 13 — уплотнение, 14 —
пробка заливного отверстия, 16 — пробка сливного отверстия, 17 — люк, 18
и 19 — рычаги.
20 — муфта
Контрольные вопросы
1. Каково назначение и устройство коробки отбора мощности?
2. Каково назначение и устройство промежуточного редуктора?
3. Как осуществляется регулировка зазора в зацеплении конических
шестерен промежуточного редуктора?