МЕХАНИЗМЫ ВРАЩЕНИЯ ПОВОРОТНОЙ РАМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ К-46, КС-2561Д, К-64, К-1014, К-67,  К-162

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

§ 44.

МЕХАНИЗМЫ ВРАЩЕНИЯ ПОВОРОТНОЙ РАМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ К-46, КС-2561Д, К-64, К-1014, К-67,  К-162



Механизм вращения служит для поворота платформы крана с расположенными на ней механизмами и рабочим оборудованием в обе стороны на 360°.



Механизм вращения кранов К-46 и КС-2561Д состоит из червячного редуктора с фрикционной муфтой предельного момента, пары цилиндрических шестерен и тормоза (рис. 98,а).

В чугунном корпусе 1 редуктора на подшипниках качения установлен вал 3 с червячным колесом 2, на нижнем конце вала на шпонке — цилиндрическая шестерня 7, находящаяся в постоянном зацеплении с опорно-поворстным зубчатым венцом. Червячное колесо установлено на вал свободно и находится в постоянном зацеплении с однозаходным самотормозящимся червяком 6. На верхней части вала на шлицах установлен диск 5 конусной муфты, который может перемещаться по валу в осевом направлении. Конус муфты посредством пружины 4 прижимается к конусной поверхности червячного колеса. Силу сжатия пружины регулируют гайкой.

При вращении червяка движение через червячное колесо и муфту передается на вал, вместе с которым начинает вращаться шестерня 7, вследствие чего поворачивается поворотная рама. В момент включения механизма вращения муфта пробуксовывает, предохраняя детали от перегрузок. Зацепление червяка с зубьями червячного колеса регулируют шайбами.

На конце червячного вала установлен ленточный постоянно замкнутый тормоз. Ленту тормоза регулируют так, чтобы при подъеме максимального груза, когда кран стоит на площадке с уклоном до 3°, поворотная рама не поворачивалась самопроизвольно. Подшипники механизма вращения смазывают через пресс-масленки 8 и 9.

 



Механизм вращения крана К-64 (рис. 98, б) состоит из трех конических шестерен. К ступицам шестерен 12 и 10 прикреплены диски конусных фрикционных муфт, а к ним — конусные колодки. Эти шестерни установлены на горизонтальном валу на роликовых подшипниках и находятся в постоянном зацеплении с шестерней 11, расположенной на шпонке на вертикальном валу 3. На нижнем конце вала 3 установлена цилиндрическая шестерня

13, находящаяся в зацеплении с зубчатым опорно-поворотным венцом.

Горизонтальный вал 14 получает вращение от ведомого вала центрального реверса через цилиндрическую шестерню 7. На этом валу установлены подвижные диски фрикционных муфт 15 и 16. При осевом перемещении муфты 15 до соединения ее с конусными колодками диска шестерни 12 вращение от горизонтального вала передается шестерне 11 и далее валу 3 и цилиндрической шестерне 13, которая, вращаясь, обегает зубчатый опорно-поворотный венец. При этом поворачивается поворотная рама с размещенными на ней механизмами. Если муфту 15 выключить, а муфту 16 включить, то поворотная рама будет вращаться в обратном направлении. Управляют фрикционными муфтами посредством пневмокамер. Механизм вращения крана К-64 имеет управляемый ленточный тормоз 17 двустороннего действия.

 

 

 

 

 

Рис. 98. Механизмы вращения кранов КС-2561Д (а) и К-64 (б)

 

 

 

 

Механизм вращения крана К-1014 состоит из двухступенчатого цилиндрического редуктора (рис. 99, а) типа Ц2-250-50-311 или РМ-350, соединенного карданной передачей с коническим редуктором. Цилиндрический редуктор выполнен в виде отдельного агрегата, устанавливаемого на поворотной платформе. Все детали редуктора смонтированы в корпусе 1, имеющем разъем по линии валов. Верхняя и нижняя части корпуса фиксируются коническими штифтами, а затем стягиваются болтами.

 

 

 

 

Рис. 99. Цилиндрический (о) и конический (б) редукторы механизма вращения крана К-1014:
1 — корпус, 2, 5 и 11 — шестерни, 3 — роликоподшипник. 4, 7, 14 — валы, 6 -- вал «шестерня, 8 — зубчатый венец, 9 — крышка, 10 — втулка, 12 — замок. 13 — винт, 15 — стакан, 16 и 17 — отверстия

 



Крутящий момент от раздаточной коробки передается первичному валу 4, опорами которого служат роликоподшипники 3. В осевом направлении вал 4 имеет возможность самоустанавливаться, что обеспечивается противоположным направлением зубьев косозубых шестерен 2, выполненных заодно с валом.

С шестерен 2 крутящий момент передается на косозубые шестерни 5, которые установлены на промежуточном валу-шестерне 6 на шпонках. Вал-шестерня 6 опирается на однорядные роликовые подшипники.

Величину осевого перемещения вала в подшипниках регулируют винтом 13, который стопорится замком 12.
От вала-шестерни 6 крутящий момент передается на косозубую ведомую шестерню 11, установленную на валу 7 на шпонке. От осевых перемещений по валу шестерня И зафиксирована распорными втулками 10. Опорами вала 7 служат однорядные роликоподшипники. Величины осевого перемещения вала 7 в подшипниках регулируют винтом.

Выходной конец вала 7 цилиндрический со шпоночной канавкой имеет снаружи зубчатый венец 8, выполненный заодно с валом. Крышка 9 ограничивает осевое перемещение валов, в них смонтированы уплотнения, защищающие внутреннюю полость редуктора от загрязнения и препятствующие вытеканию масла из редуктора.

Аналогичную конструкцию имеют применяемые на кране К-1014 двухступенчатые цилиндрические редукторы Ц2-350-25-6М (в приводе барабана грузовой лебедки) и Ц2-350--50-ЗМ (в приводе барабана стреловой лебедки). Они отличаются только схемами сборок, т. е. направлением выхода вала привода лебедки.

Конический редуктор механизма вращения крана К-1014 служит для передачи крутящего момента от цилиндрического редуктора к вертикальному валу механизма вращения. Он состоит из корпуса 1 (рис. 99, б), закрываемого съемной крышкой 9, и двух конических шестерен 2 и 5. Крутящий момент посредством карданного вала передается первичному валу 14, опорами которого служат однорядные роликовые подшипники, установленные в стакане 15. На валу 14 на шлицах установлена

ведущая коническая шестерня 2, находящаяся в постоянном зацеплении с конической шестерней 5, установленной на вертикальном валу 4. Опорами вала 4 служат однорядные роликовые подшипники.

На нижнем конце вала 4 на шлицах установлена цилиндрическая шестерня 6, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым опорно-поворотным венцом. Шестерня 6 удерживается на валу торцовой шайбой.

Зацепление конических шестерен 2 и 5 регулируют, изменяя толщину прокладок под шестерней 5 и под фланцем стакана 15. Масло в редуктор заливают через отверстие 16 в крышке 9, а
сливают через отверстие 17.

 

 

 

 

Механизм вращения крана К-67 состоит из вертикального фланиевого электродвигателя 1 (рис. 100) мощностью 3,5 кет, двухступенчатого редуктора 2 и тормоза с электрогидротолкателем 28. Электродвигатель прикреплен к верхней плоскости редуктора четырьмя болтами 16 с пружинными шайбами 17. На валу электродвигателя установлен тормозной шкив 15 с зубчатой полумуфтой, являющейся частью зубчатой муфты 14 и соединяющей вал электродвигателя с ведущим валом 3 редуктора.

Вал-шестерня 3 редуктора опирается на сферические подшипники 4, один из которых установлен в корпусе, а второй — в ступице шестерни 5. Ведомый вал 6 редуктора получает вращение через систему цилиндрических шестерен 3 и 13, вал-шестерню 12 и шестерню 5.

На шлицевом конце ведомого вала установлена цилиндрическая шестерня 8, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом опорноповоротного устройства. Шестерня 8 удерживается на валу торцовой шайбой 9, укрепленной двумя болтами 10. Редуктор уплотнен сальниками 7 типа УМА. Масло в корпус редуктора заливают через отверстие, закрываемое пробкой 30, а сливают че-рез отверстие 11. Уровень масла контролируют по маслоуказателю 29.

 

Рис. 100. Механизм вращения крана К-67

 



На механизме вращения установлен колодочный тормоз с электрогидравлическим толкателем типа ТКТГ-200 (рис. 101). Гидротолкатель состоит из корпуса 2, отлитого вместе с цилиндром 6, в котором размещается поршень 3 со штоком 9 и насос с приводным двигателем. В корпус толкателя 2 установлен электродвигатель 1 с короткозамкнутым ротором, опирающийся на упорный шарикоподшипник 11. На валу двигателя размещена крыльчатка 4 центробежного насоса. Снизу электрогидротолкатель закрыт крышкой 10 с опорой, которая шарнирно прикреплена к подставке тормоза, а сверху — крышкой 5, соединенной с корпусом шпилькой 8. Масло в гидротолкатель заливают через отверстия, закрываемые пробками 12, а сливают через отверстие 13.

Толкатель установлен на кронштейне 31 (см. рис. 100) и соединен с ним осью. Один конец верхнего углового рычага 27 тормоза шарнирно соединен со штоком гидротолкателя, а другой — с серьгой 24, которая установлена на оси 26 и вилкой соединена со штоком 23. Шток 23 посредством тяг 22 и серьги 21 соединен с тормозными колодками, к которым приклепаны фрикционные накладки.

При отсутствии питания в статорной обмотке электродвигателя пружина 20 через шток 23 и серьги 21 прижимает колодки тормоза к тормозному шкиву. При включении электродвигателя поршень толкателя поднимается под действием создающегося давления в цилиндре и поворачивает рычаг 27 вокруг оси 25. Рычаг 27 при своем движении поворачивает серьги 24 вокруг оси 26 и нажимает на шток 23, который перемещает тяги 22. Эти тяги раздвигают серьги 21, в результате чего колодки 18 отходят от шкива и тормоз выключается.

 


 

 

Рис. 101. Электрогидравлический толкатель ТКТГ-200:
1 — электродвигатель, 2 — корпус, 3 — поршень, 1 — крыльчатка, 5 и 10 — крышки, 6 — цилиндр, 7 втулка, 8 — шпилька, 9 — шток, 11 — шарикоподшипник, 12 — пробка, 13 — отверстие

 

 

 

 


Механизм вращения крана К-162 состоит из приводного электродвигателя 1 (рис. 102, а) модели МТ-111-6 мощностью 3,5 кет и трехступенчатого редуктора 3 с колодочным тормозом 2. Редуктор с электродвигателем соединен зубчатой муфтой 8. Первая ступень редуктора — коническая пара, две другие — цилиндрические пары. На вертикальном ведомом валу 4 редуктора установлена цилиндрическая шестерня 7, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом опорно-поворотного устройства.

Для смазки шестерен и подшипников редуктора установлен плунжерный масляный насос 5, который приводится в действие от эксцентрика, установленного на промежуточном валу редуктора. Плунжер засасывает масло через фильтр и всасывающий клапан и подает его через нагнетательный клапан по трубкам 6 к подшипникам и шестерням редуктора.

На ведущем валу редуктора установлен тормозной шкив. Торможение механизма вращения осуществляется при помощиуправляемого электромагнитом колодочного тормоза ТКТ (рис. 102, б).

 

Рис. 102. Механизм вращения (а) и тормоз механизма поворота (б) крана К-162:

1-электродвигатель, 2 тормоз. 3— редуктор, 4 — вал, 5 — насос, в— трубка, 7 — шестерня. 8 — муфта, 9-электромагнит, 10 — колодки, 11— болты. 12 и 15 — гайки. 13 и 14 — пружины

 

 

 

 

 

 

 Электромагнит тормоза включен в цепь параллельно с приводным электродвигателем. При отключении электродвигателя автоматически отключается электромагнит 9 и колодки 10 прилегают к шкиву, затормаживая механизм. При включении электродвигателя включается электромагнит и колодки отходят от шкива. Ход якоря тормоза регулируют гайкой 12, а величину тормозного момента — гайкой 15. На штоке тормоза установлены растормаживающая 13 и затормаживающая 14 пружины. Равномерный зазор между колодками и шкивом, величина которого должна быть в пределах 0,7—1 мм, регулируют болтами 11 при выключенном тормозе. Ход штока должен быть 4—5 мм.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение и устройство механизмов вращения поворотной рамы кранов К-46, КС-2561 Д. К-64, К-1014?

2. Как устроен тормоз механизма вращения кранов К-46 и К-64?

3. Как устроен механизм вращения кранов К-67 и К-162?

4. Каково устройство и принцип действия колодочного тормоза с электро-гидра влическим толкателем и тормоза механизма вращения крана К-162?

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..