Механизм вращения служит для поворота платформы крана с расположенными
на ней механизмами и рабочим оборудованием в обе стороны на 360°.
Механизм вращения кранов К-46 и КС-2561Д состоит из червячного
редуктора с фрикционной муфтой предельного момента, пары цилиндрических
шестерен и тормоза (рис. 98,а).
В чугунном корпусе 1 редуктора на подшипниках качения установлен вал 3 с
червячным колесом 2, на нижнем конце вала на шпонке — цилиндрическая
шестерня 7, находящаяся в постоянном зацеплении с опорно-поворстным
зубчатым венцом. Червячное колесо установлено на вал свободно и
находится в постоянном зацеплении с однозаходным самотормозящимся
червяком 6. На верхней части вала на шлицах установлен диск 5 конусной
муфты, который может перемещаться по валу в осевом направлении. Конус
муфты посредством пружины 4 прижимается к конусной поверхности
червячного колеса. Силу сжатия пружины регулируют гайкой.
При вращении червяка движение через червячное колесо и муфту передается
на вал, вместе с которым начинает вращаться шестерня 7, вследствие чего
поворачивается поворотная рама. В момент включения механизма вращения
муфта пробуксовывает, предохраняя детали от перегрузок. Зацепление
червяка с зубьями червячного колеса регулируют шайбами.
На конце червячного вала установлен ленточный постоянно замкнутый
тормоз. Ленту тормоза регулируют так, чтобы при подъеме максимального
груза, когда кран стоит на площадке с уклоном до 3°, поворотная рама не
поворачивалась самопроизвольно. Подшипники механизма вращения смазывают
через пресс-масленки 8 и 9.
Механизм вращения крана К-64 (рис. 98, б) состоит из трех
конических шестерен. К ступицам шестерен 12 и 10 прикреплены диски
конусных фрикционных муфт, а к ним — конусные колодки. Эти шестерни
установлены на горизонтальном валу на роликовых подшипниках и находятся
в постоянном зацеплении с шестерней 11, расположенной на шпонке на
вертикальном валу 3. На нижнем конце вала 3 установлена цилиндрическая
шестерня
13, находящаяся в зацеплении с зубчатым
опорно-поворотным венцом.
Горизонтальный вал 14 получает вращение от ведомого вала центрального
реверса через цилиндрическую шестерню 7. На этом валу установлены
подвижные диски фрикционных муфт 15 и 16. При осевом перемещении муфты
15 до соединения ее с конусными колодками диска шестерни 12 вращение от
горизонтального вала передается шестерне 11 и далее валу 3 и
цилиндрической шестерне 13, которая, вращаясь, обегает зубчатый
опорно-поворотный венец. При этом поворачивается поворотная рама с
размещенными на ней механизмами. Если муфту 15 выключить, а муфту 16
включить, то поворотная рама будет вращаться в обратном направлении.
Управляют фрикционными муфтами посредством пневмокамер. Механизм
вращения крана К-64 имеет управляемый ленточный тормоз 17 двустороннего
действия.
Рис. 98. Механизмы вращения кранов КС-2561Д (а)
и К-64 (б)
Механизм вращения крана К-1014 состоит из
двухступенчатого цилиндрического редуктора (рис. 99, а) типа
Ц2-250-50-311 или РМ-350, соединенного карданной передачей с коническим
редуктором. Цилиндрический редуктор выполнен в виде отдельного агрегата,
устанавливаемого на поворотной платформе. Все детали редуктора
смонтированы в корпусе 1, имеющем разъем по линии валов. Верхняя и
нижняя части корпуса фиксируются коническими штифтами, а затем
стягиваются болтами.
Крутящий момент от раздаточной коробки передается первичному валу 4,
опорами которого служат роликоподшипники 3. В осевом направлении вал 4
имеет возможность самоустанавливаться, что обеспечивается
противоположным направлением зубьев косозубых шестерен 2, выполненных
заодно с валом.
С шестерен 2 крутящий момент передается на косозубые шестерни 5, которые
установлены на промежуточном валу-шестерне 6 на шпонках. Вал-шестерня 6
опирается на однорядные роликовые подшипники.
Величину осевого перемещения вала в подшипниках регулируют винтом 13,
который стопорится замком 12.
От вала-шестерни 6 крутящий момент передается на косозубую ведомую
шестерню 11, установленную на валу 7 на шпонке. От осевых перемещений по
валу шестерня И зафиксирована распорными втулками 10. Опорами вала 7
служат однорядные роликоподшипники. Величины осевого перемещения вала 7
в подшипниках регулируют винтом.
Выходной конец вала 7 цилиндрический со шпоночной канавкой имеет снаружи
зубчатый венец 8, выполненный заодно с валом. Крышка 9 ограничивает
осевое перемещение валов, в них смонтированы уплотнения, защищающие
внутреннюю полость редуктора от загрязнения и препятствующие вытеканию
масла из редуктора.
Аналогичную конструкцию имеют применяемые на кране К-1014
двухступенчатые цилиндрические редукторы Ц2-350-25-6М (в приводе
барабана грузовой лебедки) и Ц2-350--50-ЗМ (в приводе барабана стреловой
лебедки). Они отличаются только схемами сборок, т. е. направлением
выхода вала привода лебедки.
Конический редуктор механизма вращения крана К-1014 служит для передачи
крутящего момента от цилиндрического редуктора к вертикальному валу
механизма вращения. Он состоит из корпуса 1 (рис. 99, б), закрываемого
съемной крышкой 9, и двух конических шестерен 2 и 5. Крутящий момент
посредством карданного вала передается первичному валу 14, опорами
которого служат однорядные роликовые подшипники, установленные в стакане
15. На валу 14 на шлицах установлена
ведущая коническая шестерня 2, находящаяся в
постоянном зацеплении с конической шестерней 5, установленной на
вертикальном валу 4. Опорами вала 4 служат однорядные роликовые
подшипники.
На нижнем конце вала 4 на шлицах установлена цилиндрическая шестерня 6,
находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым опорно-поворотным венцом.
Шестерня 6 удерживается на валу торцовой шайбой.
Зацепление конических шестерен 2 и 5 регулируют,
изменяя толщину прокладок под шестерней 5 и под фланцем стакана 15.
Масло в редуктор заливают через отверстие 16 в крышке 9, а
сливают через отверстие 17.
Механизм вращения крана К-67 состоит из
вертикального фланиевого электродвигателя 1 (рис. 100) мощностью 3,5
кет, двухступенчатого редуктора 2 и тормоза с электрогидротолкателем 28.
Электродвигатель прикреплен к верхней плоскости редуктора четырьмя
болтами 16 с пружинными шайбами 17. На валу электродвигателя установлен
тормозной шкив 15 с зубчатой полумуфтой, являющейся частью зубчатой
муфты 14 и соединяющей вал электродвигателя с ведущим валом 3 редуктора.
Вал-шестерня 3 редуктора опирается на сферические подшипники 4, один из
которых установлен в корпусе, а второй — в ступице шестерни 5. Ведомый
вал 6 редуктора получает вращение через систему цилиндрических шестерен
3 и 13, вал-шестерню 12 и шестерню 5.
На шлицевом конце ведомого вала установлена цилиндрическая шестерня 8,
находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом опорноповоротного
устройства. Шестерня 8 удерживается на валу торцовой шайбой 9,
укрепленной двумя болтами 10. Редуктор уплотнен сальниками 7 типа УМА.
Масло в корпус редуктора заливают через отверстие, закрываемое пробкой
30, а сливают че-рез отверстие 11. Уровень масла контролируют по
маслоуказателю 29.
Рис. 100. Механизм вращения крана К-67
На механизме вращения установлен колодочный тормоз с
электрогидравлическим толкателем типа ТКТГ-200 (рис. 101).
Гидротолкатель состоит из корпуса 2, отлитого вместе с цилиндром 6, в
котором размещается поршень 3 со штоком 9 и насос с приводным
двигателем. В корпус толкателя 2 установлен электродвигатель 1 с
короткозамкнутым ротором, опирающийся на упорный шарикоподшипник 11. На
валу двигателя размещена крыльчатка 4 центробежного насоса. Снизу
электрогидротолкатель закрыт крышкой 10 с опорой, которая шарнирно
прикреплена к подставке тормоза, а сверху — крышкой 5, соединенной с
корпусом шпилькой 8. Масло в гидротолкатель заливают через отверстия,
закрываемые пробками 12, а сливают через отверстие 13.
Толкатель установлен на кронштейне 31 (см. рис. 100) и соединен с ним
осью. Один конец верхнего углового рычага 27 тормоза шарнирно соединен
со штоком гидротолкателя, а другой — с серьгой 24, которая установлена
на оси 26 и вилкой соединена со штоком 23. Шток 23 посредством тяг 22 и
серьги 21 соединен с тормозными колодками, к которым приклепаны
фрикционные накладки.
При отсутствии питания в статорной обмотке электродвигателя пружина 20
через шток 23 и серьги 21 прижимает колодки тормоза к тормозному шкиву.
При включении электродвигателя поршень толкателя поднимается под
действием создающегося давления в цилиндре и поворачивает рычаг 27
вокруг оси 25. Рычаг 27 при своем движении поворачивает серьги 24 вокруг
оси 26 и нажимает на шток 23, который перемещает тяги 22. Эти тяги
раздвигают серьги 21, в результате чего колодки 18 отходят от шкива и
тормоз выключается.
Механизм вращения крана К-162 состоит из приводного
электродвигателя 1 (рис. 102, а) модели МТ-111-6 мощностью 3,5 кет и
трехступенчатого редуктора 3 с колодочным тормозом 2. Редуктор с
электродвигателем соединен зубчатой муфтой 8. Первая ступень редуктора —
коническая пара, две другие — цилиндрические пары. На вертикальном
ведомом валу 4 редуктора установлена цилиндрическая шестерня 7,
находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом опорно-поворотного
устройства.
Для смазки шестерен и подшипников редуктора установлен плунжерный
масляный насос 5, который приводится в действие от эксцентрика,
установленного на промежуточном валу редуктора. Плунжер засасывает масло
через фильтр и всасывающий клапан и подает его через нагнетательный
клапан по трубкам 6 к подшипникам и шестерням редуктора.
На ведущем валу редуктора установлен тормозной шкив. Торможение
механизма вращения осуществляется при помощиуправляемого электромагнитом
колодочного тормоза ТКТ (рис. 102, б).
Рис. 102. Механизм вращения (а) и тормоз
механизма поворота (б) крана К-162:
Электромагнит тормоза включен в цепь
параллельно с приводным электродвигателем. При отключении
электродвигателя автоматически отключается электромагнит 9 и колодки 10
прилегают к шкиву, затормаживая механизм. При включении электродвигателя
включается электромагнит и колодки отходят от шкива. Ход якоря тормоза
регулируют гайкой 12, а величину тормозного момента — гайкой 15. На
штоке тормоза установлены растормаживающая 13 и затормаживающая 14
пружины. Равномерный зазор между колодками и шкивом, величина которого
должна быть в пределах 0,7—1 мм, регулируют болтами 11 при выключенном
тормозе. Ход штока должен быть 4—5 мм.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение и устройство механизмов вращения поворотной рамы
кранов К-46, КС-2561 Д. К-64, К-1014?
2. Как устроен тормоз механизма вращения кранов К-46 и К-64?
3. Как устроен механизм вращения кранов К-67 и К-162?
4. Каково устройство и принцип действия колодочного тормоза с
электро-гидра влическим толкателем и тормоза механизма вращения крана
К-162?