асимметричные прически

 

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

3. Лицевая часть прически

 

 

асимметричные прически

 

В практике асимметричными считаются только прически, силуэт которых асимметричен во фронтальной проекции (иногда в проекции "вид сзади"). Любые другие композиции, решаемые путем внутренних членений конструктивными или декоративными линиями или путем особой проработки и асимметричного расположения прядей относительно средней линии, т. е. любые композиции, в которых контролирующей основой остается общий симметричный силуэт прически, называются симметричными.

Если модельер организует симметричную композицию только за счет симметричности внешнего абриса, то возможности включения асимметричных элементов (внутри силуэта) значительно расширяются.

Появление в таких композициях (рис. 63) асимметричных деталей

воспринимается зрителем уже как результат определенного композиционного замысла модельера, однако это также должно быть оправдано декоративнохудожественной необходимостью.

Например, неправомерно присутствие асимметричных элементов в моделях на рис. 63, а и б, так как линии прямо зачесанных назад и вверх волос на рис. 63, а и прямой челки на рис. 63, б сохраняют влияние оси и сами эти локонообразные детали, по существу, подчеркивая разделение композиции на левую и правую части, не находят отражения на другой стороне.

Можно попытаться "перечесать" центральную часть (рис. 63, в), но здесь свобода также ограничена. Модель не выдерживает критики с точки зрения симметричной уравновешенности. Дело в том, что волна большей детали оказалась точно посередине лба, с большой силой акцентируя ось. В этих условиях наш глаз тщетно ищет справа что-то похожее на локон левой стороны (хотя бы по величине). При таком положении волны более уместна форма типа показанной на рис. 63, г, но это уже пример абсолютно симметричной композиции.

Примером ошибочных замыслов являются и формы, показанные на рис. 63, д и е, так как они являются следствием случайного взаимодействия элементов. Казалось бы, присутствие асимметричных элементов в этих формах вполне позволительно, так как влияние оси здесь значительно ослаблено (волна растянута, и челка располагается на лбу несколько наискось), но разнохарактерность элементов левой и правой стороны (обусловленная разной техникой исполнения), заведомо обрекает замысел на неудачу: большие (тяжелые) детали, расположенные слева, не могут быть уравновешены ни мелкими волнами (см. рис. 63, д), ни мелкими (легкими) кудрями (см. рис. 63, е).

Если распушить концы большей пряди (в прическе на рис. 63, е), превратив их в кудри, или, применив тупировку, выпрямить и увеличить объемность меньшей пряди (в прическе на рис. 63, д), то обе композиции могут оказаться

вполне уравновешенными (рис. 63, ж, з), так как детали левой стороны, образованные из концов прядей челок, выработаны в той же технике, что и детали правой стороны, что позволяет легко сравнить их по величине и расположению в рамках симметричного в целом силуэта. Однако все это должно решаться еще на стадии замысла.

 

 

 

 

 

 

Рис. 63. Ошибки замысла в деталях причесок (а. б, в, д, е) и их уравновешенные формы (г, ж, з)

 

 

 

 

 

Например, четкий симметричный силуэт, соответствующие друг другу взаимно уравновешенные боковые объемные детали на рис. 64, а, б дают представление о форме, достаточно организованной. За счет тектонически верной разработки прядей естественно возникает соподчиненность составляющих их деталей, т. е. на глаза нигде не попадаются никакие явные нарушения, а различное направление волос в прядях, асимметричное расположение деталей практически воспринимаются как естественный элемент симметричной в целом формы.

При отсутствии явно выраженной оси симметрии ее роль как бы берет на себя центр тяжести прически, относительно которого компонуются технически однородно выработанные детали обеих сторон. Величину асимметричных деталей, их взаимное расположение и т. п. регулируют с таким расчетом, чтобы форма в целом была уравновешенной, т. е. чтобы прическа производила впечатление зрительно устойчивой. Поэтому во время причесывания полезно проверять уравновешенность элементов, ориентируясь на горизонтали, проходящие через границы более или менее законченных в смысловом отношении частей прически (см. рис. 64, а, б).

Ориентируясь на центр тяжести и тектонику, можно легко определить и необходимую величину, и степень спадания на лоб асимметричного фестона в прическе, показанной на рис. 64, в. Общая симметричность формы этой

прически поддержана и "заходами" в форму пространства: углубление 1 несколько акцентирует ось, углубления 2 и 3, имеющие одинаковый вид и взаимное расположение, подчеркивают симметричность боковых частей.

 

 

 

 

Рис. 64. Уравновешенные симметричные прически с асимметричными деталями, не играющими в композиции активной роли

 

 

 

 

При организации сложных объемно-пространственных композиций

модельеру приходится считаться именно с "заходами" пространства в форму. Например, во многих сложных прическах блондинок (особенно при наличии локонообразных деталей) очень хорошо читаются глубокие тени, возникающие либо внутри локона, либо в местах соединения некоторых деталей. Взаимное расположение и величина таких теней может в одних случаях очень способствовать организации композиции, в других - буквально свести на нет все усилия модельера, разумеется, если он не примет во внимание значение этого обстоятельства.

Вообще при "работе с лицом" следует постоянно иметь в виду одну важную особенность, которая, вероятно, имеет корни в психологии нашего восприятия. Когда мы рассматриваем прическу в строго фронтальной проекции, то как-то не особенно остро воспринимаем ее объемность, т. е. эта объемность видится нам главным образом в общем силуэте анфас, заполнение же его деталями мы оцениваем больше графически, чем объемно. Иными словами, мы воспринимаем как бы ограниченную силуэтом плоскость, на которой располагаются различные детали. Это подтверждается и поведением клиентов (а люди видят себя в зеркале во фронтальной проекции): они практически всегда просят расширить или сузить прическу, сделать повыше или пониже, но почти никогда не просят выдвинуть вперед какую-то деталь или, наоборот, утопить ее в форме. Поэтому при организации симметричной композиции за счет общего силуэта (внешнего абриса) столь важное значение имеет соотношение тени и света, взаимосвязи линий, их сгущений, гладких элементов и т. п., т. е. пластика поверхности. Путем внимательной ее проработки может быть во многом достигнута уравновешенность асимметричных элементов.

Если основное расположение тени и света должно учитываться еще в замысле (они предопределяются конструкцией), то окончательный их вид, глубина, взаиморасположение в прическе, а также расположение полутеней и прочих особенностей светотеневой структуры достигается нюансировкой формы деталей. Причем такая нюансировка настолько важна и значима, что иногда позволяет спасти неудачную по замыслу работу при индивидуальном моделировании.

Обобщая, можно сказать, что результат воплощения замысла во многом зависит от читаемости формы. Если форму прически составляет множество асимметричных по рисунку и исполнению однородных деталей, любая из которых в отдельности не играет в композиции активной роли (рис. 64, г), то доминирующее значение приобретает сам симметричный силуэт прически, т. е. читается прежде всего силуэт, а асимметричность деталей практически не воспринимается. Следовательно, во время причесывания необходимо проследить лишь за тем, чтобы расположение света и тени было равновесным: чтобы не было преобладания на одной из сторон тени или света (в прическах
блондинок большее значение имеет расположение теней, в прическах брюнеток - бликов). Линия силуэта должна сохранять непрерывность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..