Незначительная асимметричность допустима в
разработке деталей, входящих в подчеркнуто симметричную форму;
такие отклонения должны быть обоснованы тектонически и не
выступать за линию ясно читаемого симметричного силуэта. Причем,
чем менее акцентирована ось, тем больше возможна разработка
асимметричных деталей при сохранении симметричности внешнего
абриса (рис. 61).
Формы причесок, изображенные на рис. 61, а, б, в, при наличии
асимметричных деталей представляются нам вполне уравновешенными,
так как детали, незначительно отличающиеся друг от друга по
внешнему виду (см. рис. 61, б, в), по существу друг другу
адекватны: они равновелики по объему (при их создании должны
были быть использованы одинаковые бигуди, расположенные на
одинаковом расстоянии от реального или предполагаемого прямого
пробора), и, что, пожалуй, еще важнее, их массы при визуальной
оценке нам представляются также одинаковыми (использована одна
манера и техника причесывания при одинаковом количестве волос,
использованных для создания этих деталей). И с точки зрения
тектоники мы не видим никаких нарушений: при одной технике
обработки концы прядей, которые образуют неодинаковые по рисунку
объемные формы (а именно концы в данном случае и определяют их
неодинаковость), при расчесывании вполне могли лечь так, как
показано на рисунках.
Совершенно другое отношение вызывает форма,
изображенная на рис. 62, а. При абсолютной симметричности
контура (с акцентированной осью) такая прическа, однако, не
производит впечатления уравновешенной. И объясняется это прежде
всего тем, что у симметрично расположенных и занимающих равные
площади лобно-височных частей прически различная пластика
поверхности, обусловленная разной техникой их выработки. Мы
четко ощущаем принципиальную противоречивость этих деталей:
разную технику исполнения и, как следствие, их различный
эмоциональный характер, не говоря уже о том, что левая
(кудрявая) часть прически визуально воспринимается значительно
легче правой (монолитной). Симметричный контур (и особенно ось
симметрии) в данном случае еще больше подчеркивает нарушение
баланса.
Если снять акцент с оси симметрии -
ликвидировать прямой пробор - и изменить центральную часть, то
прическа может принять вид, который показан на рис. 62, б. И
здесь уже симметричный внешний абрис возьмет на себя
организующую композицию роль, асимметричность же лобно-височных
частей не будет выглядеть нарушением, а, напротив, внесет в
симметричную композицию некоторое разнообразие, что может
создать дополнительный декоративно-художественный эффект.
Рис. 62. Нарушенная симметричность
прически, вызванная различной тех ни кой обработки волос (а), и
исправленная прическа (б)
Введение асимметричных элементов в
симметричную форму, повышение их роли в композиции с целью
получения и усиления художественного эффекта должно проводиться
очень осторожно. С развитием асимметричного начала в рамках
симметрии может наступить такой момент, когда прическа
перестанет быть симметричной, т. е. всякое отступление в форме
от закономерного возможно лишь в некоторых пределах, ибо за
этими пределами неизбежно возникает дезорганизация формы.
Необходимо уметь увидеть эту грань, т. е. постоянно ощущать
принцип развития формы.
Один из самых неприятных композиционных недостатков в
разработках причесок - это именно нарушение предела допустимых
отклонений от симметричной основы, когда прическа уже не
симметрична, но еще и не полностью асимметрична.
Поэтому, начиная работать над прической
многоэлементной формы, нужно прежде всего определить, на каком
принципе организации - симметрии или асимметрии - следует
строить композицию.
|