включении в композицию причёски асимметричных элементов, контрастирующих по внешнему виду

 

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

3. Лицевая часть прически

 

включении в композицию причёски асимметричных элементов, контрастирующих по внешнему виду

 

Совершенно иначе обстоит дело при включении в композицию асимметричных элементов, контрастирующих по внешнему виду (величине, массе, рисунку, цвету и т. д.) с другими составляющими форму деталями, т. е. речь идет об элементах, имеющих смысловое значение. Если расположение этих элементов (и сопряженных с ними деталей, в совокупности составляющих композиционный центр) совпадает с центром тяжести прически, то задача зачастую сводится к уравновешиванию боковых частей формы, находящихся приблизительно на этой же горизонтали (как на рис. 63, ж, з и рис. 65, а, в, д).

Следует отметить, что в этих случаях внимание зрителя приковано к выделяющимся, но полностью не уравновешенным деталям, поэтому сам силуэт может быть не идеально симметричным (рис. 65, а, в, д).

Понятие уравновешенности имеет теснейшую связь с понятием устойчивости. Нижняя часть композиций на рис. 64, а, б, в (заключенная между горизонталями) выглядит достаточно основательно, поэтому некоторое отклонение от симметрии верхних частей силуэта не нарушают ощущения устойчивости и уравновешенности. Противоположные чувства вызывает прическа, показанная на рис. 65, з: слабое основание не допускает вольностей с силуэтом довольно большой верхней части композиции - верхняя часть как бы валится на бок. Ее лучше приблизить к вертикали и несколько уменьшить в объеме (рис. 65, и), иначе даже при ее строго вертикальном положении и разумном увеличении маленьких нижних боковых деталей будет оставаться ощущение зыбкости, неустойчивости формы, а при таких условиях уравновесить композицию практически невозможно.

Если передвинуть композиционно активные элементы несколько в сторону относительно центра тяжести (рис. 65, б, г) и уменьшить боковой объем правой стороны прически (рис. 65, е), то для композиционной целостности это оказывается губительным. Если на рис. 65, а, в расположение композиционного центра, совпадавшего с центром тяжести прически, находящимся на оси симметрии, по существу, подчеркивало ось, развиваясь вверх вдоль нее, что хорошо поддерживалось боковыми объемами всей прически, то на рис. 65, б и г видно явное нарушение принципа организации всей композиции: предел

допустимых отклонений от симметрии резко нарушен - композиция перестала быть симметричной, но и не стала оправданно асимметричной (на рис. 65, е прическа превратилась в полностью асимметричную, но совершенно неуравновешенную).

При снижении активности асимметричных элементов в композиции за счет уменьшения их величины совершенно естественно начинает доминировать (при восприятии) сам силуэт. И цельность композиции достигается включением в четкую симметричную по силуэту форму других, малозначащих в композиции асимметричных элементов, уравновешивая их относительно центра тяжести прически.
Если же асимметричный элемент сохраняет свою активную в композиции роль, даже вписываясь в силуэт бокового объема (рис. 65, к), то лучше использовать чисто асимметричное решение всей композиции. Подчеркнуто декоративные элементы такого рода, своим явно асимметричным видом и расположением привлекающие особое внимание зрителей, обычно присущи моделям стиля "фантази", поэтому поиски в направлении асимметричного решения всей композиции будут здесь вполне правомерными. Прическа же, показанная на рис. 65, е, имеет явно повседневный характер, и поэтому целесообразнее решить ее на симметричной основе, уменьшив и левый боковой объем (рис. 65, ж)

 

 

 

 

Рис. 65. Уравновешенные (а, в, д, ж, и) и неуравновешенные прически (б, г, е, з, к) с асимметричными элементами, имеющими в композиции смысловое значение

 

 

 

 

Таким образом, решающее значение для сохранения целостности формы в симметричных композициях с элементами, имеющими отступления от зеркальной схемы, имеет их отношение к основному объему прически, к общему силуэту, к центру тяжести, а также к тому, насколько активна ось симметрии, не говоря уже об их роли в общей пластике поверхности и всей светотеневой структуре.

На практике большинство бытовых моделей создается на симметричной основе с введением различных (по их роли в композиции) асимметричных элементов. Полностью симметричная модель с подчеркнутой осью симметрии в большинстве случаев может придать образу скромность, спокойствие, величавость и т. п., что находит свое выражение как в самом симметричном силуэте, так и в идеально уравновешенных (одинаковых) деталях обеих сторон. Если же в зеркально расположенных деталях таких причесок возникает некоторое различие, то однозначность образных характеристик несколько размывается.

Когда же модельером руководит стремление отобразить в прическе какое-то другое содержание, то он может уже специально включить в форму асимметричные элементы, характеризующие образ и выражающие его замысел.

Если главная роль отводится какому-то асимметричному элементу (предположим, модной детали сезона), то вся композиция строится с таким расчетом, чтобы значимость этой детали в композиции соответствовала социально-психологическому образу объекта моделирования и подчеркивала его. На практике это происходит приблизительно так: в зависимости от оценки социально-психологического образа человека, его характера и темперамента (в этом помогают костюм, макияж, речь и выражение лица) избирается некая особенность выработки модной детали, проявляющаяся и в эмоциональной выразительности линий (более или менее напряженных, вялых, строгих или несколько легкомысленных и т. п.), и в относительной величине, массивности или легкости, и в расположении ее в форме. Благодаря этой особенности, специфичности выработки, модная деталь либо выделяется в композиции, либо несколько теряется в форме, не привлекая большого внимания. Чем скромнее человек, тем более скромную роль в композиции отводят модной детали, т. е. с ней взаимодействуют сходным образом выполненные, похожие на нее второстепенные элементы. Таким образом, форма по характеру заполнения деталями приобретает более или менее выраженную однородность, предполагающую равновесность обеих сторон.
 

 

Когда же модные элементы играют более активную роль (контрастируют с второстепенными деталями по величине, массе и т. д.), то их, как правило, необходимо уравновесить (по горизонтали) либо другими, возможно, внешне непохожими, но зрительно равновесными деталями, либо группой взаимосвязанных деталей, придавая прическе зрительно ощутимую устойчивость относительно предполагаемой оси симметрии (иногда с этой же целью используются украшения, например цветы). Во всех этих случаях силуэт остается симметричным, хотя включение в него асимметричных элементов создает особую остроту. Еще большую остроту приобретают формы причесок, композиции которых разрабатываются в рамках асимметричного силуэта анфас. И этот фактор нестандартности, необыкновенности, присущий формам асимметричного силуэта, может быть использован модельером при разработке

причесок стиля "фантази", конкурсных моделей и т. п., т. е. в несколько экстравагантных прическах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..