Комментатор внестудийных передач

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Комментатор внестудийных передач

Как часто бывает в телевидении, зрители и даже телевизионное начальство судят о журналисте в кадре по его первому выступлению. Природа внестудийных передач такова, что нет возможностей для пересъемок или исправлений Передача —и «живая» и записанная на видеоленту для показа в эфире вскоре после события — оставляет мало времени для тщательного монтажа (а то и совсем не оставляет).
Ввести новичка в эту область можно, только если ему позволят регулярно присутствовать при работе опытного комментатора внестудийных передач. Новичок может практиковаться во время репетиций, когда режиссер и его бригада представляют собой аудиторию.
Вашему творческому росту помогут и конструктивные замечания операторов и режиссерской группы, пока не наступит день, когда вы будете готовы взять в руки комментаторский микрофон и включиться в эфир.
Отдел внестудийных передач — как бы передовой отряд смелых исследователей жизни. Если вы охотно готовы мириться с лишениями, плохой погодой и прочим, моральная компенсация вам обеспечена Отдел выполняет полезную работу, не только сообщая телезрителю о происходящих вдали от него делах; посещая районы, далекие от студии, он создает атмосферу доброго отношения к телевидению. Население всегда проявляет живой интерес к каравану телевизионных автобусов. Здесь есть передающая станция — настоящая аппаратная с телевизионным пультом управления; есть портативные передатчики и генераторы. Кроме того, машины перевозят камеры, оборудование для звукозаписи и все прочее, нужное для внестудийной пере-
дачи. В наши дни эту группу часто сопровождает еще один фургон — мобильное видеоэаписывающее устройство, с помощью которого можно записывать передачу сколько угодно часов
Внестудийные передачи включают показ актуальных событий. К их числу относятся такие, которые не организованы специально для телевидения — государственные праздники, спортивные состязания, запуски космических ракет и т. д.
Специально организованные для телевидения внестудийные передачи рассказывают об исторических местах или знаменитых людях, к которым телевидение «приходит домой», причем передачи эти обычно дополняются ' кино- или видеомагнитофонными вставками и фотографиями. Наиболее ярким примером внестудийной передачи, организованной для телевидения является шоу, идущее в театральном зале, в присутствии специально приглашенной аудитории.
Внестудийная передача, напоминающая эстрадное ревю, иногда требует скорее услуг диктора, интервьюера и конферансье, чем комментатора.
Комментатор внестудийных передач 1 должен обладать незаурядными способностями, понимать события и знать о них все. Отсюда тенденция в сторону специализации. Например, спортивный комментатор сосредоточивается только на тех видах спорта, о которых он больше всего знает,— допустим, на боксе, футболе или мотогонках Нелегко отыскать комментатора внестудийных передач, освещающего любые соревнования. Ни один человек не может быть достаточно сведущим во всех видах спорта и постоянно поддерживать контакты с игроками и руководителями команд.
Комментатор может стать известным, если он освещает важные события науки или политики. Наиболее опытные и старшие по должности специалисты освещают обычно
большие государственные события и защищают не только репутацию телевизионных компаний, но и престиж нации. Если вы хотите стать комментатором внестудийных передач, важно решить, к какой области вас тянет и где можно лучше всего проявить наши способности Вопросы, которые вас интересуют, изучайте методично и упорно, чтобы стать непререкаемым экспертом в избранной нами области.
К счастью, большинство внестудийных передач дает время для тщательной подготовки и знакомства стемой. Эго преимущество, редко встречающееся в телевидении, весьма способствует успешному ведению внестудийной передачи. Пока режиссер и техники ищут точки и позиции для камеры, устанавливают коротковолновую и телефонную связь, распределяют обязанности съемочной группы, находят места для стоянки машин с передающей станцией и другого транспорта, предназначенного для внестудийных передач, вы можете встретиться и с организаторами и вообще с многими людьми, связанными с данным событием.
Учитесь всему, чему можете, не только для того, чтобы дать информационное описание событий (помните, зритель сам видит почти все). Узнавайте побольше интерес- наго о людях и о делах, о которых пойдет речь в передаче. Делайте письменные заметки и на их основании составляйте детальный план, учитывающий последовательность всех стадий события.
Однако не думайте, что события будут совершаться, как преполагалось, и с такой же точностью, как в телевизионной студии. Тот, кого ждут, может прибыть позднее и совсем не приехать. Иногда спортсмен получает травму, что надолго задерживает игру. Многое может случиться, и все пойдет иначе.
Именно постоянная возможность непредвиденного, присущая «живой» внестудийной передаче, придает ей неповторимую привлекательность. Вот почему у вас должна быть масса резервного материала, готового на любой случай,— и не пустяки, а хорошая информация, которая привлечет внимание зрителей до тех нор, пока не возобновится прерванное событие.
Следите за тем, чтобы на протяжении всей работы ваши Планы совпадали с планами режиссера. Помните, что вы будете работать с учетом того изображения, какое видно на вашем мониторе.

Комментаторам долгие годы приходилось воссоздавать словесную картину происходящих международных событий для радиослушателей; и теперь они не могут отучиться— все время говорят. С одной стороны, они подробно рассказывают о том, чего не видит зритель, с другой — тщательно перечисляют события, которые зритель видит сам.
Надо согласовывать комментарий с изображением Не отставайте от происходящего и не забегайте вперед. Когда необходимо назвать человека появившегося на экране, колебаний быть не должно Вам, комментатору внестудийных передач, необходимо быть всегда «на местей. Во время самой передачи вы находитесь там, где нужно для работы: на трибуне, на балконе, на крыше либо в специально сконструированной комментаторской будке на одной из сторон спортивного поля.
Как и у кинокомментатора, у вас будут наушники, и вы услышите все, что говорит режиссер в своем автобусе Иногда обеспечивается и «чистая связь» — вы слышите только те указания режиссера, которые касаются вас. Но режиссер внестудийной передачи работает с большим напряжением, ему приходится держать в голове много деталей, и он часто оставляет включенной эту систему связи с комментатором, и до вас доходят не относящиеся к вам реплики.
Я вспоминаю Ричарда Димблби — самого опытного комментатора передач государственной важности, которого приглашали освещать большие события. Он работал в полную меру сил, говорил спокойно, веско, четко, слова точно укладывались под изображение, а в его наушниках постоянно раздавались команды: «Переключаюсь на вас, камера два! — Хорошо, держите кадр так.— Повернитесь немного, камера три.— Переключусь на вас через секунду.— Держите так — микширую на камеру три.— Эй, Ричард, готовься к позывным.— Не так быстро. Я — сзади тебя, смотри! — Камера один, держите королеву в центре рамки.— Спасибо, Ричард, что там за углом?— Ведите меня туда, если хотите.— Не ждите! Они начинают гимн!..»
Возможно, вы будете работать с губным микрофоном. Его помещают перед ртом, а предназначен он для того, чтобы исключить посторонние звуки, которые обычно в обилии возникают в ходе внестудийных передач: возгласы толпы, военные оркестры, громкоговорители и т. д. Губные микрофоны решительно не нравятся большинству комментаторов; однако они хороши тем, что постоянно находятся на одном расстоянии от рта. Эго означает, что, если даже вы поворачиваетесь от монитора, чтобы взглянуть на происходящее, микрофон всегда остается с вами. Если вы работаете под открытым небом и пользуетесь одним из этих микрофонов, ветер не заглушит ваши реплики Помните, что одной рукой надо постоянно держать ручку микрофона. Но если вы вешаете из звуконепроницаемой кабины комментатора, подойдут и другие микрофоны.
Когда говорите, стремитесь выряжать мысли простыми предложениями. Сложные фразы могут сбить вас с толку, да и зрителю надоест ждать, когда вы перейдете к следующей мысли. Старайтесь, чтобы паша речь была плавной и последующее предложение соединялось с предыдущим. Если вы будете логически развивать мысль, вам будет легче говорить без запинок, не теряясь. Избегайте штампов, ищите емкие, живые слова, которые придадут яркость и создадут стиль комментария В свободные часы — в гостях, на улице, где угодно — комментируйте все в уме. Старайтесь думать, где возможна, вслух короткими, насыщенными фразами.
Слушайте признанных мастерен телевидения и не огорчайтесь, что вы никогда не достигнете их уровня. Они приобрели его за много лет. В телевидении нет профессии, которая бы больше зависела от опыта и практики, чем комментирование внестудийных передач
Если вы преодолеете трудности, приобретете уверенность и докажете свои способности, вы всегда будете в почете — подлинный профессионализм редко встречается в этой интереснейшей области телевещания.