ОБЯЗАННОСТИ ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕЛЕСТУДИИ

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

ОБЯЗАННОСТИ ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕЛЕСТУДИИ


Бригадная работа—основа телевидения. В телевизионных студиях немало индивидуалистов, но каждый из них научился приспосабливать свою индивидуальность к работе большого коллектива. Они знают, что без координации самого разного опыта и способностей на экране телевизора не появилось бы ни одного кадра.
Вы, вероятно, такой же индивидуалист, как прочие. Это — обратная сторона тех качеств, которые помогли вам стать диктором. Однако вы должны строго придерживаться правил коллективной работы, с энтузиазмом выполняя свою роль и точно понимая, как много вносят в дело ваши коллеги.
В телевизионном производстве участвуют разные специалисты: электрики, художники, машинистки, подсобные рабочие, журналисты, бухгалтеры, рабочие студни, нештатные авторы и т. д. Все они рано или поздно помогут вам, диктору.
Ваше отношение к делу может, безусловно, влиять на работу других — ведь именно вы представляете в эфире их студию. Персонал быстро почувствует, как относится зритель к передачам. А отношение это в значительной мере зависит от диктора. Студия для зрителя — это те, кто показывается на экране.
Если на вечеринку придет, скажем, молодой ассистент звукооператора, его забросают вопросами: «Почему ваши дикторы такие вялые?», «Почему такой-то не помнит текста?», «Почему у того-то такой потрепанный вид?». И, наконец, следует сакраментальный вопрос: «Как можно работать в таком жутком месте?»
Нельзя сказать, чтобы это было приятна. Не нужно это и студии. Ассистент и его коллеги теряют веру в свой коллектив и начинают думать — не подыскать ли работу в другой телекомпании?
Представьте иной случай: где бы наш ассистент ни появлялся, его ждут восторги и благодарности: «Ваши дикторы такие умные», «... такие искренние, милые», «...рассказывают как раз то, что нужно, ничего не упустят». Ассистент относит похвалы ко всей организации и видит, как все ее любят и ценят. И старается вовсю, гордясь и радуясь, что входит в такой коллектив.
Потребовалось бы много книг, чтобы детально проиллюстрировать работу всех техников, художников и администраторов, чьи комбинированные усилия и создают телевидение. Мы же остановимся на тех, с кем вы как диктор связаны самым тесным образом. Эго продюсер, режиссер, помощник режиссера, гример, оператор, осветитель, звукооператор.
Дикторы, читающие только объявления, возможно, не так уж связаны с перечисленными выше людьми. Они работают в теснейшем контакте с программным режиссером, и, кроме того, они координируют работу со всем персоналом центральной аппаратной, в частности с механиками, обслуживающими телекинопроекторы и видеомагнитофоны.
Ведущие информационных программ, конечно, готовятся к своей передаче в тесном контакте с редактором новостей. Об их работе мы уже рассказали.

 

 

 

 

Продюсер

Продюсер обладает всей полнотой власти в конкретной передаче. Независимо от того, пользуется ли программа успехам или провалилась, полная ответственность всегда лежит на нем. На небольших телевизионных студиях обя занности продюсера и режиссера могут совмещаться. Чем больше студия или сложнее программа, тем вероятнее, что эти два вида работы выполняются разными людьми. Продюсер обычна занимается следующим: разрабатывает форму и цель программы; ведает общей организацией, то есть обеспечивает исследовательскую работу; догова
ривается о написании сценария; подбирает состав исполнителей; распределяет бюджет и технические средства; составляет расписание репетиций; отвечает за текущую информацию и рекламу. Иногда он сам задумал программу, а чаще — он разработал ее в общих чертах, по замыслу руководства студни.
Продюсеры много знают; почти всегда они работали немало в театре, кино, радио, рекламе или в журналистике. Большинство известных продюсеров в телевидении имеет творческий опыт. Исключения обычно делаются для информационных программ и тех передач, которые требуют специальных знаний; так, например, продюсером документальных телевизионных передач для школьников может быть учитель с многолетним педагогическим опытом.

 

 

Режиссер

Режиссер — эго тот, кто воплощает идеи и планы продюсера в телевизионные образы и реализует их в студии или на месте события. Он отвечает за расположение камер, выбор изображения из всех вариантов, которые поступают на контрольные мониторы в любой данный момент, показ вступительных и заключительных титров и использование всех средств, имеющихся в его распоряжении для наилучшего ведения программы,—освещения, звука, кинопленки, видеопленки, спецэффектов.
Когда режиссер находится за пультом, он поддерживает постоянную радиосвязь со многими техническими работниками, занятыми на своих постах в период передачи. Кроме того, он следит за временем, контролируя фактический хронометраж рекламных объявлений, отдельных этапов передачи, общей ее продолжительности.
Многие дикторы удивлялись и даже огорчались, когда они спрашивали у режиссера после передачи, как ему понравилась их работа, а тот отвечал, что все было здорово, но он не успел посмотреть. В действительности он хотел сказать, что воспринимает диктора как часть органического целого, как один из факторов, создающих передачу. Возможно, пока диктор вдохновенно выступает в кадре, ассистент режиссера с помощью наплыва уберет его

изображение и заменит киновставкой, а сам режиссер, держа наготове ручку микшера, будет ждать, когда же можно по плану дать надпись «Конец» и включить в нужный момент следующую передачу.
При таких обстоятельствах режиссеру, диктору и актерам надо посмотреть видеозапись программы. В непринужденной обстановке можно во всем разобраться, а это окажется полезным для будущих передач.
Возможно, вам повеяет и вы поработаете в передаче, где продюсер или режиосер наделены режиссерским талантом в театральном смысле слова. Он с удовольствием будет направлять ваши действия перед камерой, оттачивать ваши движения, жесты, речь, вообще советовать, как наилучшим образом применять свою артистическую технику. Такая помощь редка на телевидении. Обычно диктор должен совершенствоваться сам, без особой профессиональной помощи со стороны коллег: они, специалисты в своей области, предполагают, что и вы специалист в своей. Передачи идут одна за другой, и мало кто вникает в специфические задачи исполнителя. Известные продюсеры и режиссеры высокого класса используются для создания спектаклей, а там, конечно не слишком нужна работа дикторов.
На практике диктору больше всего может помочь помощник режиссера.

 

 

 

 

 

Помощник режиссера

Помреж —как бы продолжение режиссера. В то время как режиссер находится в аппаратной за пультом, помощник осуществляет его указания, которые слышит в наушники, молча передвигаясь по студии.
Во время репетиций или передач помощник режиссера пользуется полной властью в студии. Он отвечает за дисциплину; он должен быть уверен, что никто не входит и никто не выходит во время передачи без его разрешения; он следит за тем, чтобы соблюдались все противопожарные предосторожности и неукоснительно выполнялись все правила, установленные руководством студии.
Когда передача идет в эфир, все сигналы — ускорить темп, замедлить его, закончить передачу и т. п.— поступают к вам только от него. Он показывает вам, сколько времени осталось — минута, полминуты или четверть. Наконец, он может считать и секунды на пальцах. Удовлетворением, с которым вы заканчиваете свое выступление, вы в немалой степени обязаны ему.
Иногда, читая перед камерой, вы замечаете вдруг, как он крадется к вам на четвереньках, чтобы не попасть в кадр, спеша доставить записку с последними указаниями режиссера. Одно ему воспрещается: говорить с вами, когда вы ведете передачу. Разумеется, в студии, из которой идет «живая» передача, должна стоять полная тишина, и тут он вынужден стать первоклассным мимическим актером.
Во время передачи вам не надо смотреть на него: он сумеет в нужный момент оказаться в поле вашего зрения. Безусловно, иногда можно и поговорить: во время киновставок, например, или когда какая-то часть передачи идет не из студии, а из другого места. Однако не говорите без его сигнала! Соблюдайте строгую дисциплину; здесь не место для пустых разговоров. Короткие перерывы лучше потратить на то, чтоб уточнить время, ободрить интервьюируемого или подправить грим.
Помощник режиссера руководит всем этим, и без его разрешения нельзя сделать ничего. В то же время он чутко следит, не нарушается ли связь с передвижной телевизионной станцией или не грозит ли вам обрыв кинопленки (что потребует немедленного переключения на студию). В таком случае он сразу же обратится к вам, чтобы вы могли быстро придумать тему и говорить, пока ситуация не исправится.
Во время репетиций надо строго выполнять его указания, иначе вместо спокойного, плавного хода действия получится хаос. Тщательно проверьте свою позицию в студии по отношению к помощнику режиссера. Он отметит мелом на полу все точки, в которых вы будете находиться, и по которым будете передвигаться. Выясните, какая камера будет направлена на вас на различных стадиях передачи.
Если вы ведете интервью, уточните с помрежем время и тот момент, когда вам надо заканчивать.
Если нет телесуфлера, объясните ему, какие вам понадобятся «доски для дураков» и где бы вы хотели их разместить.
Если в первые минуты передачи вы почувствуете, что какие-то движения неправильны или что в сценарии не все соответствует реальному ходу передачи, скажите ему об этом; с помощью двусторонней связи он мгновенно
доведет эта до сведения режиссера, сидящего у пульта Делая конструктивные предложения, не увлекайтесь теоретическими рассуждениями, которые не имеют ничего общего с реальным ходом передачи и лишь ведут к потере ценного времени. Говорите только тогда, когда вы можете сказать что-то важное.
Что бы вам ни пришло на ум, обращайтесь к помощнику режиссера и никогда ничего не предлагайте, прежде чем не обсудите с ним. Он видит одновременно много деталей ведущейся в студии работы.
Он и назначен на свою должность за то, что умеет не теряться в моменты кризиса и остается спокойным при всех обстоятельствах. Ему ясно все, что связано с планами творческой бригады.