ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ГЕОЛОГИЧЕСКОМ БУРЕНИИ

  Главная      Учебники - Геология     Справочник механика геологоразведочных работ (Гланц А.А., Алексеев В.В. ) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

§ 3.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ГЕОЛОГИЧЕСКОМ БУРЕНИИ

Компрессорами называются машины, предназначенные для сжатия и перемещения воздуха и газа. Широкому использованию воздуха как энергоносителя способствовали его особые свойства: упругость, прозрачность, безвредность, огнебезопас-ность, неспособность к конденсации, быстрая передача давления и неограниченный запас в природе. Высокая стоимость производства и значительные потери при транспортировании к местам потребления (утечки через неплотности трубопроводов, предохранительной арматуры и пневмомеханизмов)—недостатки его. как энергоносителя.

Сжатый газ — аккумулятор энергии, которая может расходоваться для привода в движение различных машин и механизмов. Так используется сжатый воздух в пневматических молотах, для привода пневматических инструментов в горном и строительном деле, для привода в движение механических пневматических тормозов. Во взрывоопасных шахтах сжатый воздух применяется для привода в движение грузоподъемных средств, а также для работы приборов и автоматизации производственных процессов. В этих случаях работа компрессоров связана с получением энергоносителя. Пример ипользования сжатого воздуха как энергоносителя — применение его в эжекторах для перемещения различных жидкостей, а также для создания разрежения в технологических аппаратах. Компрессоры, предназначенные для этой цели, должны поддерживать давление в воздухораспределительной сети на определенном заданном уровне.

 

 

 

Поршневые компрессоры

Поршневые компрессоры относятся к разряду компрессоров объемного действия, в которых процесс сжатия и перемещения воздуха происходит в замкнутом пространстве за счет изменения его объема. В поршневых компрессорах таким пространством является рабочий цилиндр, а органом, воздействующим на воздух с целыо изменения его объема,— поршень.

Принципиальная схема поршневого компрессора приведена на рис. V.11. Основные узлы его: рабочий цилиндр 1; поршень 2; приемный рабочий клапан 3 — распределительный орган на входе воздуха в компрессор; нагнетательный рабочий клапан 4 — распределительный орган на выходе сжатого воздуха из цилиндра в напорный трубопровод. Кривошипно-шатунная система, состоящая из штока 5, крейцкопфа 6, шатуна 7 кривошипа 8, служит для преобразования вращательного движения привода в возвратно-поступательное движение поршня.

Расстояние между двумя крайними положениями поршня (плоскости А-г-А и В— В), в которых его скорость Vrt=0, называется ходом поршня S.

Работа поршневого компрессора сводится к следующему. При движении поршня 2 вправо увеличивающийся объем рабочего цилиндра заполняется воздухом, поступающим через открытый приемный клапан 3 из приемного трубопровода. Этот процесс называется процессом всасывания. По достижении поршнем плоскости В—В клапан 3 закрывается. Начало движения поршня влево совпадает с началом процесса сжатия, который заканчивается в момент, когда рабочие параметры воздуха достигнут значений, соответствующих условиям нагнетания. Процесс сжатия заканчивается при достижении поршнем плоскости С—С. В этом положении открывается нагнетательный клапан 4, происходит процесс нагнетания, т. е. вытеснение воздуха поршнем в напорный трубопровод. С началом движения вправо нагнетательный клапан закрывается, параметры воздуха изменяются до значений, соответствующих условиям всасывания, после чего опять начинается процесс всасывания. Комплекс процессов всасывания, сжатия и нагнетания составляет цикл работы поршневого компрессора.

Рабочие цилиндры компрессоров различаются по типу, расположению в пространстве и сочетанию этих признаков. Принципиальные схемы устройств и некоторые признаки позволяют классифицировать компрессорные машины следующим образом.

 

 

 

Рис. V. 11. Схема поршневого компрессора простого действия

 

 

 

1. По развиваемому давлению:

воздуходувки — машины, сжимающие воздух до избыточного давления р — 0,2 МПа;

компрессоры — машины, сжимающие воздух до избыточного давления р>0,2 МПа, в свою очередь компрессоры делятся на три группы в зависимости от давления нагнетания: низкого (р<=0,2----1 МПа); среднего (р= 1 + 10 МПа); высокого (р= 10----300 МПа).

2. По пазвиваемой подаче:

малые компрессоры с подачей до 0,015 м3/с; средние компрессоры с подачей 0,015—1,5 м3/с; крупные компрессоры с подачей свыше 1,5 м3/с.

Следует отметить, что поршневые компрессоры, как правило, относятся к разряду только мелких и средних компрессорных машин.

3. По способу установки: стационарные; передвижные.

На предприятиях горнорудной промышленности используются в основном стационарные компрессоры, установленные па фундаментных основаниях, а в геологоразведочных организациях — передвижные.

4. По расположению рабочих органов (штоков, поршней, валов рабочих колес и др.):

горизонтальные;

вертикальные;

наклонные.

 

 

5. По принципу действия:

с цилиндрами простого действия (рис. V.12, д); с цилиндрами двойного действия (рис. V.12, а);

с дифференциальным цилиндром (рис. V.12, б); используется только в многоступенчатых компрессорах.

6. По числу ступеней: одноступенчатые (см. рис. V. 11); двухступенчатые (рис. V.12,б, г, е, ж, з); трехступенчатые (рис. V.12, в) и с большим числом ступеней.

В современных компрессорах число ступеней не превышает обычно семи.

7. По числу цилиндров:

 

 

одноцилиндровые (ом. рис. V.11, рис. V.12, а, б); двухцилиндровые (рис. V.12, в, е, ж, з, г); трехцилиндровые (рис. V.12, а) и с большим числом ступеней.

На рис. V.12, г изображена схема одноступенчатого двухцилиндрового компрессора, а на рис. V.12, д —двухступенчатого трехцилиндрового.

8. По числу рядов, в которых располагаются цилиндры: однорядные (рис. V.12, ж)

 

двухрядные (рис. V. 12, г);

многорядные.

9. По ориентации цилиндров в плоскости:

угловые (рис. V.12, е)\ и с V-образным расположением (рис. V.12, д).

10. Компрессоры со встречным (оппозитным) движением поршней (рис. V.12, з).

Кроме того, известны компрессоры с водяным и воздушным охлаждением. Водяное охлаждение применяется в основном па компрессорах с большой подачей.

 

 

 

Рис. V.12. Схемы поршневых компрессоров:
сплошные линии — движение воздуха при прямом ходе поршня, пунктирные линии движение воздуха при обратном ходе поршня, I, II, III — номера ступеней

 

 

 

Рудничные компрессорные станции оборудованы воздушными поршневыми компрессорами различных конструкций. Наряду с современными двухступенчатыми угловыми компрессорами типа ВП с подачей до 100 м3/мин и горизонтальными компрессорами с онозитивным движением поршней 4ВМ10 с подачей также 100 м3/мин в эксплуатации находятся машины старого выпуска — вертикальные двухступенчатые компрессоры простого и двойного действия, горизонтальные компрессоры 1ВГ, 2ВГ и 55В с подачей 60 и 100 м3/мин и др.

У современных угловых крейцкопфных компрессоров типа ВП с подачей 10—100 м3/мин цилиндры высокого давления расположены под прямым углом но отношению к цилиндрам низкого давления. Такая конструкция позволила повысить частоту вращения вала приводного электродвигателя и достичь уравновешенности инерционных масс. Угловые компрессоры по сравнению с горизонтальными более экономичны и надежны в работе, занимают меньшую площадь.

В табл. V.18 приведена техническая характеристика некоторых современных отечественных стационарных поршневых воздушных компрессоров, применяемых на шахтах и рудниках.

Поршневые воздушные компрессоры общего назначения (рис. V.13) имеют следующие основные конструктивные узлы: фундаментную раму 9, закрепляемую на фундаменте 8 и являющуюся основанием для размещения коленчатого вала 7, который укладывают на коренные подшипники, цилиндры 3 и 10 соответственно низкого и высокого давления, поршни, шатуны 6 и крейцкопфы 5, промежуточный холодильник 1. Штоки поршней в крышке цилиндров уплотняют сальниками. Каждый поршневой компрессор оборудован системой механизма

движения (вкладышей, шатунов и крейцкопфов) и цилиндров. Воздухораспределение осуществляется клапанами 4 и 2 соответственно всасывающими и нагнетательными, устанавливаемыми на цилиндрах. Для изменения подачи компрессоры оборудуют регуляторами производительности (давления).

Компрессор общего назначения 205ВП-30/В имеет подачу 30 м3/мин и давление нагнетания 0,8 МПа. Буквы в его шифре обозначают: В — воздушный, П — угловой (прямоугольный); цифры 20 — вторая модернизация (10 — первая), 5 — сила,действующая на поршень, 30 — подача, 8 — давление нагнетания.

Компрессорная установка состоит из компрессора с встроенным электродвигателем, системы охлаждения, системы контроля и управления. Цилиндры компрессора изготовляют из чугуна. В них размещены сменные рабочие втулки из анти-фрикционного чугуна. В цилиндрах высокого давления используются стальные гильзы, закаленные и обработанные до высокой частоты. Клапаны — самодействующие, кольцевые, с точечными пружинами. Штоки выполняют из углеродистой стали, с поверхностным упрочнением, а поршни — дисковые, литые, чугунные. Для уплотнения штоков применяются металлические сальники с плоскими уплотняющими элементами.

Холодильник I ступени выполнен в виде батареи из эллиптических труб с ребрами из гофрированной латунной ленты и встроен в раму машины. Воздух при охлаждении движется в межтрубном пространстве, а вода — внутри труб. Система охлаждения — с открытым сливом. Охлаждающую воду подводят сначала к масляному холодильнику, откуда она подается в промежуточный холодильник, водяные рубашки цилиндров и крышки цилиндров I и II ступеней, после чего вода поступает на слив.

Для смазки цилиндров служит масляный насос (лубрикатор), приводимый в действие от коленчатого вала компрессора. У каждой точки подвода масла установлен обратный клапан.

Система контроля и управления предназначена для измерения в процессе работы компрессора его основных параметров (давления сжатого воздуха, воды, масла, температуры этих сред и др.), сигнализации об отклонении этих параметров от установленных нормальных значений, регулирования подачи. В компрессоре применено двухпозиционное (100 и 60% номинальной подачи) автоматическое регулирование подачи подключением к полостям цилиндров дополнительных вредных пространств с помощью электромагнитных клапанов. Компрессор снабжен пультом управления и приборами местного контроля. Управление ручное.

Выпускаются компрессоры, не требующие смазки цилиндров. У этих компрессоров уплотнительные элементы изготовляют из фторопластовых композиций различного типа. Фонари таких машин отлиты заодно с цилиндрами, штокы имеют увеличенную длину.

 

 

 

 

Рис. V. 13. Угловой поршневой компрессор 205ВП-30/8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..