СИЛОВОЙ ПРИВОД, ПРИМЕНЯЕМЫЙ В ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
§ 1. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Показатели, характеризующие работу ДВС
Индикаторные диаграммы рабочего цикла двигателей показаны на рис. VI. 1.
В четырехтактных двигателях площадь диаграммы, определяющая работу за
цикл (рис. VI. 1, а), состоит из площади, соответствующей
«положительной» индикаторной работе, полученной за такты сжатия и
расширения, и площади, представляющей собой работу газов при их выходе и
входе.
В поршневых двигателях па очистку и наполнение цилиндров затрачивается
работа, которая будет отрицательной (рис. VI. 1, б). В комбинированных
двигателях эта работа может быть как отрицательной,так и положительной
(рис. VI. 1, в). Работу газов в период газообмена обычно относят к
механическим потерям в двигателе.
Li, тем лучше использование двигателя.
Двигатели внутреннего сгорания, применяемые в
геологоразведочных организациях
Карбюраторные двигатели благодаря небольшой массе, габаритам, простоте
устройства, легкому пуску, быстроходности и надежности в работе широко
используются в геологоразведочном бурении.
Двигатель СД-60 выпускается в трех исполнениях: СД-60Б; СД-60Б/Э и
СД-60Б/Э1. Двигатель СД-60Б предназначен для привода электрических
генераторов постоянного тока мощностью до 500 Вт и других машин,
требующих мощности не более 1 кВт. Двигатели СД-60Б/Э и СД-60Б/Э1
применяют для привода генераторов переменного тока мощностью до 500 Вт.
По поршневой группе двигатель СД-60 унифицирован с
двигателем мотопилы «Дружба-4».
Двигатель 2СД имеет две модификации: 2СДв и 2СД6. Двигатель 2СДв
предназначен для привода электрических генераторов постоянного и
переменного тока мощностью до 1 кВт, компрессоров и других механизмов,
требующих мощности не более 1,5 кВт. Двигатель 2СД6 служит для
приведения в действие насосов, перекачивающих нефтепродукты и другие
жидкости.
Для приведения в действие мотокар тележек, компрессоров и других
механизмов предназначен двигатель Д-300, который имеет две модификации
Д-300 и Д-300П.
Двигатели УД-1, УД-1-М1, УД-15 (одноцилиндровые) и УД-2, УД-2-М1, УД-25
(двухцилиндровые) применяют для привода электрических генераторов
передвижных агрегатов и электростанций, различных геологоразведочных,
сельскохозяйственных, строительных, дорожных и других машин и
механизмов. В зависимости от назначения эти двигатели выпускают
различных модификаций с соответствующим дополнительным оборудованием.
Базовая модель при этом не изменяется.
Стационарные четырехтактные двигатели с жидкостным охлаждением
представляют собой транспортные (автомобильные) карбюраторные двигатели,
переоборудованные для работы в стационарном режиме.
Для работы в составе бензоэлектрического агрегата АБ-8М предназначен
двигатель М-407, который представляет собой двигатель автомобиля
«Москвич-407», переоборудованный для работы в стационарных условиях;
радиатор и глушитель установлены на общей раме.
Двигатель М-408 также предназначен для работы в составе
бензоэлектрического агрегата ЛБ-8М.
Модификациями автомобильного двигателя ГАЗ-21, приспособленного к работе
в стационарных условиях для привода разнообразных агрегатов, являются
ЭМЭ-320, ЭМЭ-321 и ЭМЗ-322.
ЭМЗ-820 предназначен для привода электрических машин, ротор которых
присоединен к маховику двигателя через полу-жесткую или эластичную
муфту, а статор — непосредственно к картеру маховика. ЭМЭ-320 применяют
в качестве силовой установки электросварочных агрегатов, передвижных
электростанций и других агрегатов, к которым не предъявляют высоких
требований в отношении качества регулирования частоты вращения
коленчатого вала.
ЭМЭ-321 снабжен устройством для отбора мощности, состоящим из
фрикционной муфты, которая позволяет отключать ведомый агрегат при пуске
и во время работы. Этот двигатель применяют в качестве силовой установки
компрессоров, пожарных насосов и других агрегатов.
ЭМЗ-322 предназначен для использования в качестве силовой установки
электроагрегатов, к которым предъявляют
повышенные требования в отношении качества
регулирования частоты вращения коленчатого вала и уровня радиопомех.
ЭМЗ-320-01, ЭМЗ-321-01 и ЭМЭ-322-03 — модификации автомобильного
двигателя ГАЗ-24, приспособленного для работы в стационарных условиях.
ЭМЗ-320-01 используют для приводов генераторов электросварочных
агрегатов и передвижных электростанций, к которым не предъявляются
высокие требования в отношении качества регулирования частоты вращения.
ЭМЗ-321-01 предназначен для привода агрегатов со съемом мощности через
фрикционную муфту сцепления, имеющую фланец для ведомого элемента
агрегата. Этот двигатель применяют для привода компрессоров, пожарных
насосов и других агрегатов, к которым не предъявляются высокие
требования в отношении качества регулирования частоты вращения
коленчатого вала и уровня радиопомех.
ЭМЗ-322-03 применяют для установки в
электроагрегатах, к которым предъявляются повышенные требования в
отношении качества регулирования частоты вращения коленчатого вала и
уровня радиопомех. По конструкции он в основном идентичен двигателю
ЭМЗ-320-01 и отличается от последнего экранированием
электрооборудования, снижающим уровень радио-помех, а также направлением
потока охлаждающего воздуха.
Техническая характеристика карбюраторных двигателей приведена в табл. VI.
1.
Дизели в геологоразведочном бурении применяются для привода буровых
агрегатов, генераторов переменного и постоянного тока и различного
вспомогательного оборудования. Наиболее широко распространены тракторные
двигатели для привода буровых агрегатов. Техническая характеристика
дизелей приведена в табл. VI.2. Конструкция двигателя ЯМЭ-238Н показана
на рис. VI.2.
Радикальное средство повышения мощности — принудительное наполнение
цилиндров, т. е. турбонаддув.
Газотурбонагнетатели (ГТН) в СССР выпускаются двух типов (рядов) и
отличаются конструктивной схемой и типом турбины. Первый ряд
используется для дизелей мощностью 40— 400 кВт и включает пять
типоразмеров. Газотурбонагпетатель этого типа имеет одноступенчатую
радиальную центростремительную турбину и центробежный нагнетатель,
расположенный по отношению к турбине консольно. Корпус турбины имеет от
одного до четырех газоподводящих каналов. Параметры и размеры ГТН
первого ряда приведены в табл. VI.3.
Второй ряд ГТН предназначен для наддува дизелей мощностью 200—2200 кВт и
состоит из шести типоразмеров. Газотурбонагнетатели этого ряда имеют
одноступенчатую осевую турбину и центробежный нагнетатель, расположенные
между подшипниками. Турбинные колеса агрегатов ТК-23 и ТК-30 —
цельнолитые, а у остальных агрегатов этого ряда — составные. Корпус
турбины может иметь от одного до четырех газоподводящих патрубков.
Независимо от типа газовой турбины нагнетатель ее может быть одного из
следующих трех исполнений: низкого давления (Н) со степенью повышения
давления 1,35— 1,60; среднего давления (С) со степенью повышения
давления 1,6—2; высокого давления (В)—со степенью повышения давления >2.
Параметры и размеры агрегатов второго ряда приведены в табл. VI.4.