Гидросистема бурового станка СКБ-7 — комплекс устройств, обеспечивающих
гидравлический привод иэлектро-гидравлическое управление отдельными
узлами станка: гидропатронами, системами подачи, перемещения и
автоматического закрепления станка, системой управления тормозом
лебедки. Гидросистема состоит из исполнительных механизмов — силовых
гидроцилиндров различного назначения; системы питания—маслобак и
маслоиасос с приводным электродвигателем; систем электрогидроуправления
— различные золотники гидравлического и электрогидрав-лического
управления; аппаратуры контроля; маслопровода, соединяющего элементы
гидросистемы между собой.
Гидросистема станка имеет две автономные системы управления различными
узлами бурового станка:
1) систему подачи бурового инструмента, перемещения станка и управления
патронами;
2) систему управления тормозом лебедки.
Первая может выполнять следующие основные операции, связанные с бурением
скважины: обеспечение рабочей подачи бурового инструмента с поддержанием
заданной осевой нагрузки; перехват бурильной колонны с быстрым подъемом
раскрепленного верхнего патрона без остановки вращения; перемещение
станка к скважине и от скважины с автоматической фиксацией его на раме;
установку и контроль необходимой нагрузки на породоразрушающий
инструмент; расхаживание бурового снаряда в скважине в пределах хода
шпинделя. Кроме того,
гидросистема станка обеспечивает выполнение
следующих вспомогательных операций: подъем и опускание шпинделя при
различных давлении и частоте вращения; раскрепление патронов; перехват
рабочей штанги без быстрого подъема (перекрепление патронов); подъем
гидроцилиндрами станка (как домкратом) обсадных труб; ликвидация аварий
в скважине.
Вторая гидросистема обеспечивает дистанционное управление гидроцилиндром
тормоза при спуско-подъемных операциях.
Гидросистема бурового станка СКБ-7 работает следующим образом (рис.
1.35). От сдвоенного насоса 3 масло из бака 1 с фильтром 2 подается
двумя независимыми потоками: один — через фильтр тонкой очистки 4
направляется в систему управления подачей, другой — в систему управления
тормозом. Поток масла в системе управления подачей распределяется с
помощью четырех распределительных плит: основной 10, управления 16,
патронов 19, иодачи 20.
Система управления подачей защищена от перегрузок с помощью
предохранительного клапана, настроенного на давление 6 МПа.
На основной плите 10 установлены: золотник 11 с электро-гидравлическим
управлением (электромагнит ЭМ1); обратный клапан 12 и напорный золотник
13. На плите управления 16 размещены два золотника 15 и 14 с
электрическим управлением (электромагниты ЭМ2 и ЭМЗ соответственно). На
плите патронов 19 смонтированы два золотника 17 и 18 с гидравлическим
управлением. На плите подачи 20 расположены: золотник быстрого подъема
21, золотник 22 с электрогидравлическим управлением (электромагниты ЭМ4
и ЭМ5); золотник 23 с электрогидравлическим управлением (электромагниты
ЭМ6 и ЭМ7).
Распределение потока масла в системе управления тормозом происходит в
плите тормоза 8, на которой установлены золотник 7 с электромагнитным
управлением (электромагнит ЭМ8) и напорный золотник 9 (предохранительный
клапан). Систему управления тормозом защищают от перегрузок с помощью
предохранительного клапана 9 (напорный золотник), настроенного на
давление 5 МПа.
На верхней панели управления расположены: регулятор подачи 26, состоящий
из клапана веса 27 и кнопки быстрого подвода траверсы 28, дроссель
«Давление» 29
манометр 31, золотник отключения 30 указателя
нагрузки на забой (манометр 31), защищающий прибор от действия давления
в гидросистеме выше 1,6 МПа.
Клапаны, защищающие системы управления подачей и управления тормозом от
перегрузок, настраиваются по контрольному манометру 6, установленному в
блоке питания и подключаемому поочередно к напорным магистралям этих
систем золотником 5.
Подача шпинделя вниз — основная рабочая подача при бурении. Для этой
операции рукоятку универсального переключателя В2 на пульте управления
устанавливают в положение «Вниз». Тогда включается электромагнит ЭМ5, и
плунжер золотника 24 переводится в крайнее левое положение. Поток масла
от маслонасоса 3 направляется через фильтр топкой очистки 4, золотник 11
и обратный клапан 12 (на основной плите 10) к плите подачи 20 и
золотнику 22.
Через золотник 22 и золотник быстрого подъема 21 (находящийся в
выключенном положении) масло поступает в верхние полости цилиндров
подачи 24 и 25. Давление масла регулируется дросселем «Давление» 29,
установленным на пульте управления и подключенным параллельно
нагнетательной магистрали.
Для подачи шпинделя вверх рукоятку универсального переключателя В2 на
пульте управления устанавливают в положение «Вверх». При этом включается
электромагнит ЭМ4, и плунжер золотника 22 переводится в крайнее правое
положение. Поток масла от золотника 22 направляется через золотник
быстрого подъема 21 и регулятор подачи 26 в нижние полости цилиндров
подачи. Давление масла регулируется дросселем «Давление» 29 регулятора
«Давление» на пульте управления.