Буровые мачты

  Главная      Учебники - Геология     Справочник механика геологоразведочных работ (Гланц А.А., Алексеев В.В. ) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

Буровые мачты

Буровая мачта БМТ-4 предназначена для работы с буровым агрегатом СКБ-4. Ее перевозят с точки на точку в среднем 10— 15 раз в год, поэтому она обладает высокой мобильностью и укладывается на крышу бурового здания (рис. 111.4, в). Размещение портала в пределах длины бурового здания обеспечивает возможность использования станка с дизельным приводом, соединенным со станком через конический угловой редуктор и карданный вал. Кроме того, это позволяет поднимать мачту гидродомкратами или с помощью лебедки бурового станка.

Мачта БМТ-4 представляет собой одностержневую трубчатую систему, ствол которой шарнирно опирается на портал арочного типа. Для придания устойчивости ствол мачты раскреплен двумя подкосами (продольным и поперечным). Крон-блок мачты снабжен подвижными самоустанавливающимися роликами. Мачту устанавливают на заданный угол бурения изменением длины продольного регулировочного подкоса. Ствол мачты — телескопический, выполнен из труб.

Техническая характеристика мачты БМТ-4 приведена в табл. III.2.

Буровая мачта БМТ-7 предназначена для комплектации установок 7-го размерного класса. Рабочая высота мачты БМТ-7 составляет 18 м, а длина бурового здания 7—8 м, поэтому уложить мачту на крышу бурового здания при транспортировании установки УКБ-7П невозможно. Следовательно, для мачты БМТ-7 более приемлемый вариант перевозки — укладка ее непосредственно на землю (рис. II 1.4,б).

 

 

 

 

Рис. 111.4. Схема мачты типа БМТ:
а — рабочее положение; б — с укладкой ствола на землю: в — с укладкой ствола на крышу бурового здания

 

 

 

Буровая мачта БМТ-7 представляет собой одностержневую трубчатую систему, опирающуюся на А-образный портал и два подкоса, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях. Ствол мачты выполнен из 530-мм трубы с толщиной стенки 7 мм, а портал — из швеллера № 24. Мачту устанавливают на заданный угол изменением длины регулировочного подкоса, снабженного винтовой опорой. Гайка винтовой опоры подкоса вращается с помощью трактора или автомашины через специальную талевую систему и барабан, расположенный на малом портале. Кронблок — качающегося типа с уравновешивающейся системой. Спуско-подъемные операции могут проводиться с участием второго помощника бурильщика или использованием полуавтоматического элеватора.

Мачта поднимается и устанавливается в рабочее положение с помощью лебедки бурового станка и использования рабочей талевой системы, а также трактором с использованием рабочей талевой системы.

Техническая характеристика буровой мачты БМТ-7 приведена в табл. III.2.
 

 


Мачта ЭБМТ-5 используется для комплектации установок 5-го размерного класса. По техническим параметрам она занимает промежуточное положение между БМТ-4 и БМТ-7. Эта мачта может быть выполнена по обеим ранее указанным схемам. Портальная часть, система ее подъема и основание мачты выполнены аналогично мачте БМТ-4; ствол, подкосы и кронблок— по схеме мачты БМТ-7. Подъем в рабочее положение и

транспортировка мачты ЭБМТ-5 аналогичны этим же операциям при работе с мачтой БМТ-4.

Ствол мачты телескопический: верхняя часть — 273-мм труба с толщиной стенки 7 мм, нижняя часть — 325-мм труба с толщиной стенки 7 мм.

Техническая характеристика буровой мачты ЭБМТ-5 приведена в табл. II 1.2.

Буровая мачта МРУГУ-18/20 предназначена для вращательного бурения вертикальных и наклонных геологоразведочных скважин глубиной 500—800 м.

Мачта МРУГУ-18/20 (рис. II 1.5) состоит из стрелы 2, основания 8, двух регулировочных домкратов /, боковой опоры 17 с регулировочными винтами и задней опорой 16, поддерживающей стрелу мачты в транспортном положении. На стреле смонтированы свечеприемник 12, кронблок 10, лестница 11 с ограждением 3, рабочая площадка 5 и переходная площадка 9.

Для придания большей устойчивости буровой установке при наклонном бурении предусмотрены два домкрата 20, расположенные в плоскости боковой опоры мачты. Для этой же цели использованы четыре канатные растяжки 4. Задняя опора мачты выполнена «качающейся», т. е. при транспортном положении мачты она занимает наклонное положение, а в рабочем положении поднимается почти вертикально канатом 22, соединяющим заднюю опору со стрелой мачты.

Для увеличения маневренности буровой установки верхняя секция стрелы мачты в транспортном положении может поворачиваться вокруг шарнира 6, при этом свечеприемник и рабочая площадка откидываются на шарнирах. При наклонном бурении для направления полуавтоматического элеватора на стреле мачты монтируются направляющий трос и каретка. Сначала собирают основание мачты и устанавливают регулировочные домкраты, верхнюю плоскость рамы основания располагают в горизонтальном положении. Далее устанавливается боковая опора 19 с распорками 7 на опоры регулировочных винтов 18, при этом необходимо обеспечить, чтобы оси шаровых опор находились в одной вертикальной плоскости с осями соответствующих фланцев па земле. Шарнирами 21 буровая опора 19 соединяется с основанием мачты и укладывается па вспомогательные козлы. После этого монтируется задняя опора 16, а затем боковая опора 17. Шаровые опоры должны иметь люфт.

Для подъема стрелы в рабочее положение грузоподъемная укосина 15 устанавливается в вертикальное положение, канат 14 закрепляется за крюк трактора, который останавливается на линии подъема не ближе чем за 25 м от опоры мачты. После подъема мачты в рабочее положение грузоподъемная укосииа открепляется от стрелы мачты, на канате 13 отводится в сторону и кладется на крышу бурового корпуса. Для фиксации мачты в заданном положении домкраты устанавливаются в «рас-пор» и закрепляются контргайками.

 

Техническая характеристика мачты МРУГУ-18/20 приведена в табл. III.2.

 

 

 

Рис. III.5. Мачта МРГУ-18/20

 

 

 

 

 

Мачта МНБ-650 разработана Оренбургским геологическим управлением. Металлическая А-образная мачта МНБ-650 (рис. III.6) состоит из двух сходящихся к кронблоку стрел, каждая из которых собирается из двух труб (6 и 11—левая стрела,

10 и 16 — правая стрела) разных диаметров (219 и 245 мм), и представляет собой телескопическую пару. Каждая стрела имеет узел телескопического соединения, предназначенный для жесткого фиксирования с одновременным центрированием труб.

Правая стрела в верхней части жестко соединена с рамой кронблока, левая стрела соединена шарнирно. Нижние части стрел мачты шарнирно опираются на две серьги 4 и 21, сваренные из труб, которые в свою очередь через шарнирные узлы 3 и 22 опираются на две опоры 2 и 23, жестко смонтированные на сварном металлическом основании 1. Для поддержания пакета бурильных свечей применяется замкнутый О-образный свечеприемник 8, который является связью между стрелами, увеличивающий общую жесткость мачты.

 

 

 

 

Рис. 111.6. Мачта МНБ-650:
1 — основание; 2, 23 —
опоры левая и правая;
3, 22 — шарнирные узлы; 4, 21 — серьги левая и правая; 5 —палец серьги; 6, 16 —  трубы нижние левая и правая; 7 — домкрат винтовой; 8 — свечеприемник; 9 — узел телескопического соединения; 10, 11 — трубы
верхние правая и левая; 12 — растяжки;
13 — кронблок; 14 —
тоннельная лестница;
15 — хомут; 17, 19 — канат; 18, 20 — стрелы
подъема верхняя и нижняя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..