Термостат имеет гофрированный баллон 1 (фиг.
51), изготовленный из тонкой листовой латуни. На корпусе термостата 3
при помощи стойки 7 неподвижно закреплена нижняя тарелка баллона.
Верхняя тарелка баллона крепится к клапану термостата стержнем 6. Баллон
термостата заполнен легко испаряющейся жидкостью.
Термостат, установленный в выходном патрубке головки блока, направляющей
клапана 5 входит в расточку внутреннего прилива для отвода охлаждающей
жидкости в компрессор и крепится в патрубке кольцом 2.
Работа термостата заключается в следующем.
При температуре воды, выходящей из головки блока, ниже 65° С, клапан 4
термостата закроется и прекратит доступ жидкости в радиатор. Жидкость
будет циркулировать, как показано на фиг. 52, а от водяною насоса в
полости блока цилиндров, затем в головку блока и через отверстия в
клапане термостата в головку компрессора, откуда жидкость вновь
возвращается r впускную линию насоса
Таким образом, при помощи термостата радиатор
выключается из круга циркуляции жидкости, чем обеспечивается быстрый
прогрев двигателя.
По мере прогрева системы охлаждения жидкость, находящаяся в баллоне
термостата, будет испаряться и давлением своих паров раздвигать
гофрированные стенки баллонов, что заставит подниматься верхнюю тарелку
баллона, и клапан 4 термостата начнет открываться. Начало открытия
клапана будет происходить при достижении температуры жидкости в системе
охлаждения 68° С, а полное открытие — наступит при температуре 80° С.
Изменение температуры в пределах от 68 до 80° С вызывает перемещение
клапана термостата на пропорциональную величину, которой определяется
количество поступающей в радиатор жидкости, т. е. определяется
интенсивность охлаждения. Высота подъема клапана, соответствующая
полному его открытию, составляет 9,5 мм.
Схема циркуляции жидкости в системе охлаждения при открытом клапане
термостата показана на фиг. 52, б, из которой видно, что одновременно с
поступлением жидкости в радиатор будет происходить охлаждение головки
компрессора.
Фиг. 52. Схема циркуляции жидкости в системе
охлаждения двигателя:
а — циркуляция при закрытом клапане термостата; б — циркуляция при
открытом клапане термостата: 1 — водяной насос;
2 — подвод воды из системы отопления; 3 — отвод воды в систему
отопления; 4 — наливная труба; 5 — головка компрессора; 6 — термостат;
7 — водораспределительная труба.