Реле-регулятор автобуса ЗИС-154

  Главная      Книги - Автобусы ЗИС     Автобус ЗИС-154. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1949 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

Реле-регулятор автобуса ЗИС-154


Состоит из реле обратного тока и двух регуляторов напряжения (фиг. 105).

Устанавливается реле-регулятор в вертикальном положении на задней стенке машинного отделения, крепится через специальные резиновые амортизаторы для предохранения от сильной тряски при езде (фиг. 106).

 

 

 

 

 

Фиг. 106. Реле-регулятор:
1—реле обратного тока; 2, 3— регуляторы напряжения; 4— амортизаторы крепления реле-регулятора;
5 — клемма Я (якорная): 6 — клеммы Ш (шунтовые); 7—клемма Б (аккумуляторная батарея).

 

 

 

Реле обратного тока служит для автоматического включения и отключения генератора от сети и представляет собой электромагнит с якорем, на котором расположены подвижные контакты. Специальная пружина, натяжение которой можно регулировать, удерживает контакты разомкнутыми.

Реле имеет две обмотки: шунтовую, включенную параллельно генератору, и сериесную, включенную последовательно. Шун-товая обмотка присоединяет генератор к батарее, сериесная отключает генератор от батареи.

Когда двигатель, а следовательно и генератор не работают, контакты реле разомкнуты, генератор от батареи отсоединен. Когда двигатель начнет работать, генератор будет развивать напряжение и через шунтовую обмотку реле пойдет ток. При определенной величине тока, на которую отрегулировано реле, якорь под действием шунтовой обмотки притянется к сердечнику, контакты реле замкнутся, генератор включится в сеть. При этом ток нагрузки проходит через сериесную обмотку реле, и обе обмотки намагничивают сердечник, увеличивая силу притяжения якоря к сердечнику, вследствие чего подвижные контакты сильнее прижмутся к неподвижным. При уменьшении числа оборотов вала двигателя напряжение на клеммах генератора падает. Когда оно станет меньше напряжения на клеммах аккумуляторной батареи, через сериесную обмотку реле пойдет ток обратного направления, который, противодействуя шунтовой обмотке, будет размагничивать сердечник.

При определенной величине обратного тока пружина преодолеет притяжение якоря к сердечнику и разомкнет контакты, разрывая цепь генератор-батарея.

Реле отрегулировано таким образом, что его контакты должны замыкаться при напряжении 12,5—13,5 в и размыкаться при обратном токе 1—10 а.

Напряжение включения реле как в холодном, так и в горячем состоянии должно быть на 0,5 в (минимум) меньше напряжения, регулируемого регулятором без нагрузки.

 

Регуляторы напряжения предназначены для поддержания постоянства напряжения генератора при различных оборотах двигателя и при меняющейся нагрузке генератора.

Регулятор напряжения представляет собой электромагнит с подвижным якорем и четырьмя обмотками: шунтовой, се-риесной, ускоряющей и компенсирующей (фиг. 105). Шунтовая обмотка — основная, намагничивает сердечник в зависимости от тока в обмотке возбуждения генератора (подключена параллельно его клеммам), т. е. соответственно напряжению генератора. Сериесная обмотка включена последовательно в главную цепь так, чтобы направление тока в ней было такое же, как и в шунтовой обмотке, она намагничивает сердечник в зависимости от нагрузки генератора. Ускоряющая обмотка также включена параллельно обмотке возбуждения и служит для уменьшения магнитной инерции якорька: ток от электродвижущей силы самоиндукции, появляющийся в обмотке возбуждения при размыкании контактов регулятора замыкается через ускоряющую обмотку, вызывая в ней импульс тока обратного направления, который, сильно размагничивая сердечник, ускоряет размыкание контактов. Компенсирующая обмотка включена последовательно с обмоткой возбуждения генератора, так что направление тока в ней противоположно направлению тока в основной обмотке регулятора и служит для компенсации увеличения напряжения генератора, получающегося при повышении числа его оборотов.

Число витков компенсирующей обмотки подобрано так, что ее ампервитки равны ампервиткам ускоряющей обмотки (при замкнутых контактах). Следовательно, при замкнутых контактах регулятора действие ускоряющей обмотки будет компенсировано, а при разомкнутых контактах компенсирующая обмотка будет усиливать размагничивающее действие ускоряющей.

Регулятор работает следующим образом.

Когда напряжение на клеммах регулятора достигает величины, на которую отрегулирован регулятор, якорь, притягиваясь к сердечнику, размыкает контакты и включает добавочное сопротивление в обмотку возбуждения генератора.

Напряжение генератора при этом падает, что вызывает уменьшение тока в обмотках регулятора. Сила магнитного притяжения якоря к сердечнику ослабевает, и якорь под действием возвратной пружины снова замыкает контакты, выключая добавочное сопротивление. Напряжение на клеммах генератора возрастает, и процесс работы регулятора вновь повторяется.

Регуляторы должны быть отрегулированы так, чтобы: 1) при температуре окружающей среды и регуляторов 20°С, нагрузке 80 а. и числе оборотов якоря генератора 2000 в минуту регулируемое напряжение было 12,6—13,4 б, а при повышении числа оборотов до 3500 в минуту напряжение не должно поповышаться более чем на 0,5 б; 2) в горячем состоянии напряжение, поддерживаемое регулятором, должно быть 12,2—13,8 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..