Комбинированный тормозной кран автомобиля
ЗИЛ-131Н
(рис. 77), состоящий из двух секций,
объединенных в одном корпусе, предназначен для управления пневмоприводом
тормозов автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа).
рис. 77
Механический привод обеих секций осуществляется парой рычагов. Нижняя
секция управляет тормозами автомобиля-тягача, а верхняя — тормозами
прицепа или полуприцепа. У обеих секций унифицированы клапаны и
мембранные следящие механизмы. Два сдвоенных сферических клапана вместе
с впускными седлами и возвратными пружинами 13 установлены в крышках 18
крана. Две следящие мембраны 9 с седлами 10 выпускных клапанов зажаты
между корпусом 8 крана и крышками 18.
В каждой секции установлена уравновешивающая пружина, регулирующая
давление сжатого воздуха, подаваемого тормозным краном, в зависимости от
усилия, приложенного к рычагу крана. Уравновешивающая пружина 5 секции
прицепа смонтирована на штоке 7; ее предварительное натяжение
регулируется перемещением направляющей 6 штока. Уравновешивающая пружина
20 секции тормозов тягача смонтирована в стакане 21; предварительный
натяг пружины регулируется прокладками. С помощью рычага 17,
соединенного с приводом стояночного тормоза, можно привести в действие
только секцию прицепа с последующим затормаживанием автомобиля
стояночным тормозом.
При заполнении пневматической системы сжатым воздухом последний при
закрытом выпускном клапане 12 через открытый впускной клапан 15 секции
прицепа поступает в соединительную магистраль прицепа. При достижении
заданного давления пружина 5 сжимается, и впускной клапан 15 перекрывает
магистраль прицепа. После этого оба клапана секции прицепа и выпускной
клапан тягача остаются закрытыми.
В случае торможения усилие от педали передается на приводной рычаг 4.
Вначале открывается выпускной клапан 12 секции прицепа. Сжатый воздух из
магистрали
прицепа выходит в атмосферу. Затем закрывается
выпускной клапан и открывается впускной клапан секции тягача, и сжатый
воздух поступает в тормозные камеры тягача.
При оттормаживании снимается нагрузка с приводного рычага, закрывается
выпускной клапан, открывается впускной клапан секции прицепа, и сжатый
воздух из воздушных баллонов поступает в магистраль прицепа;
одновременно закрывается впускной клапан, открывается выпускной клапан
секции тягача, и сжатый воздух из тормозных камер тягача выходит в
атмосферу.
Обслуживание крана заключается в осмотре, проверке, герметичности,
работы крана и очистке его от грязи. Необходимо следить за состоянием
защитного резинового чехла и плотностью крепления крышек к корпусу, так
как попадание грязи внутрь крана на трущиеся поверхности может привести
к выходу его из строя.
Необходимо проверять герметичность тормозного крана при помощи мыльной
эмульсии. Утечка воздуха через выпускное отверстие в отторможенном
положении свидетельствует о негерметичности выпускного клапана секции,
управляющей рабочим тормозом прицепа, либо впускного клапана секции,
управляющей рабочим тормозом автомобиля. При торможении через выпускное
отверстие должен выйти воздух из магистрали прицепа; если через 1 ... 2
с после нажатия на педаль воздух продолжает выходить, это
свидетельствует о неплотности впускного клапана секции, управляющей
рабочим тормозом прицепа, или выпускного клапана секции, управляющей
рабочим тормозом автомобиля. Если после двух-трех повторных торможений
утечка воздуха продолжается, следует извлечь и осмотреть указанные
клапаны и их седла.
При. необходимости надо
отрегулировать в оттормо-женном состоянии давление воздуха в секции,
управляющей тормозами прицепа, которое должно быть в пределах 0,52 ...
0,57 МПа (5,2 ...
5,7 кгс/см2); при ввинчивании
направляющей давление повышается. После регулировки давления положение
направляющей штока необходимо зафиксировать контргайкой 22.
Разборку, чистку и регулировку тормозного крана должен выполнять
квалифицированный механик и только в условиях мастерской.
Утечка воздуха по плоскости разъема корпуса тормозного крана и его
крышек указывает на повреждение мембраны или на негерметичность деталей
крана в месте сопряжения их с мембраной. Поврежденную мембрану следует
заменить.
Соединительная головка автомобиля ЗИЛ-131Н
служит для соединения
воздухопроводов автомобиля и прицепа. Крышка предохраняет систему от
попадания в нее пыли и грязи. Если соединительная головка автомобиля не
соединена с головкой прицепа, крышка всегда должна быть закрыта.
Перед соединением головок тягача и прицепа следует затормозить
автомобиль стояночным тормозом. Если воздух выходит между соединенными
головками, проверить резиновые уплотнители и при необходимости заменить
их.